Цветовые методы психодиагностики. Цветовая диагностика детей для определения типов личности Тест цветовая диагностика детей




Психологические цветовые и рисуночные тесты для взрослых и детей Шевченко Маргарита Александровна

Диагностика по цветам мандалы

Диагностика по цветам мандалы

Мандала в переводе с санскрита означает «магический круг». Круг – это первичный символ единства и бесконечности. Знак абсолюта и совершенства. Движение по кругу означает постоянное возвращение к самому себе. Только заглянув внутрь себя, человек может выздороветь и накопить новые силы и энергию.

Бывают нарисованные мандалы, используемые для сосредоточения и исцеления, мандалы, сделанные из цветного песка, мандалы обусловленного просветления ума (бодхичитта), мандалы абсолютного ума просветления и т. д.

В настоящее время существует множество методов диагностики своего психологического состояния и познания себя. Одним из таких методов является диагностика по рисунку и цветам мандалы. Если нарисовать ее и раскрасить в разные цвета, то можно пополнить свои знания о себе как о цветовой личности.

Каждая мандала – это композиция символов, геометрических элементов и цветов, вызывающих изменения как на физическом, так и на более тонком уровне. При проведении диагностики учитываются размеры круга, толщина соединительных линий, нарисованные формы, символы и применяемые цвета.

Символы в рисунке мандалы имеют следующее значение:

Круг означает целостность и защищенность;

Крест указывает на вашу нерешительность;

Пятиконечная звезда говорит об уверенности в себе;

Квадрат означает движение энергии, состояние открытости или закрытости;

Треугольник также означает движение. Если вершина треугольника направлена вверх, это означает стремление к созиданию, если вниз – к разрушению;

Спираль указывает на развитие и динамику внутреннего процесса;

Сердце символизирует любовь, счастье, признательность, просветление;

Глаз в центре мандалы или в центре какой-нибудь фигуры в рисунке мандалы символизирует солнце, иногда ясновидение;

Различные изображения животных в рисунке мандалы – это ваше отражение зрительного представления нашего бессознательного.

Выбор цветов в мандале дает много информации о личности и душевном состоянии автора рисунка, поэтому при ее рисовании не следует думать о значении цветов, а стараться быть предельно искренним в отражении своего душевного состояния. При рисовании мандалы часто прибегают к своим любимым цветам, дети же почти всегда используют все цвета радуги. Особое психологическое значение имеют основные цвета, то есть желтый, красный, синий, которые всегда будут присутствовать в рисунке мандалы у здорового человека. Поэтому при диагностике придается большое значение преобладанию или отсутствию того или иного цвета. Цвета в рисунке мандалы могут отражать все переживания как прошлого времени, так и настоящего момента. Именно поэтому рисунок мандалы не следует рассматривать как нечто неизменное. Спустя какое-то время он может быть уже другим, отражая произошедшие изменения. Наглядно это можно увидеть из рисунков мандал одной моей клиентки на следующем примере.

Пример. Перед вами два рисунка мандал, выполненные цветными фломастерами пятидесятилетней женщиной в разный промежуток времени (см. цветную вкладку, рис. 1, 2). Первый рисунок мандалы она нарисовала до увлечения танцами, а второй – три месяца спустя, в фазе активных занятий. Сравнивая два рисунка, можно заметить, как поменялись символы, формы и цвета во втором рисунке. Так, в первом случае мандала состоит из разных мелких геометрических фигур с острыми краями. Кроме того, есть изображения за ее пределами, что свидетельствует о неблагоприятном психологическом состоянии и тревожности женщины. Да и цвета первого рисунка выглядят более мрачными по сравнению со вторым.

На втором рисунке (см. цветную вкладку, рис. 2) можно увидеть уже совсем другую картину: появились новые символы больших размеров, например, глаз и символ скрипичного ключа, который отражает тесную связь женщины с миром музыки и танцев, яркие и насыщенные цвета. Так, желтый и синий цвета в рисунке мандалы говорят о ее хорошем самочувствии и настроении. Как рассказывает сама женщина, у нее повысилась интуиция после того, как она стала заниматься танцами. Она стала более активна и подвижна.

Д. Келлог, изучая воздействие мандалы на человека, выделила два основных вида мандал в диагностике: симметричные и композиционно сложные. Первый вид мандал отражает текущий момент времени и ситуацию, а второй – осознаваемые и неосознаваемые аспекты личности. Левая половина мандалы отражает бессознательные процессы. Правая – сознательные. При диагностике мандалы внимание в первую очередь следует обращать на расположение ее центра, а затем уже на символы, формы, знаки, линии и цвет.

Рисовать мандалу можно под расслабляющую музыку акварельными красками, цветными и восковыми карандашами, фломастерами, пастельными мелками. Выбор цветов абсолютно свободный.

Красный цвет в рисунке мандалы означает энергию преобразования, действия и очищения. Если красный цвет отсутствует в рисунке, то это указывает на пассивность, а также недостаток сил для самореализации.

Розовый цвет – его преобладание в рисунке мандалы предположительно указывает на повышенную чувствительность, застенчивость, уязвимость, потребность в заботе.

Оранжевый цвет отражает веру в свои силы, волю и амбиции, активизирует общительность, желание творить. Это цвет радости, благожелательности и оптимизма.

Желтый цвет – энергия, солнце и тепло. Появление в рисунке желтого цвета указывает на индивидуальность и независимость, отражает поиск внутреннего освобождения. Преобладание или отсутствие желтого цвета указывает на большую силу воли и высокий интеллект автора рисунка.

Зеленый цвет – обновление, чувствительность и внутренняя гармония. Появление его в рисунке мандалы указывает на стремление к внутреннему равновесию и гармонии в душе.

Голубой цвет в рисунке мандалы символизирует сострадание, чувство материнства и беззаветной любви.

Синий цвет – цвет покоя и мира в душе. В рисунке мандалы темно-синий цвет отражает переживания, связанные с угрозой для жизни, а также указывает на неблагоприятные психологические условия в детстве.

Сиреневый цвет в рисунках мандалы указывает на духовное обновление, но в то же время свидетельствует о бегстве от реальности.

Фиолетовый цвет отражает ностальгию, воспоминания, стремление к духовности.

Белый – духовность, чистота, свет.

Серый – нейтральный цвет, говорит об отсутствии или подавлении эмоций, равнодушии и инерции. Частое использование серого в рисунках мандал встречается у наркоманов, так как длительный прием героина приводит к эмоциональному выхолащиванию.

Коричневый цвет – отражение потребности в эмоциональной безопасности. Использование коричневого цвета, особенно в центре мандалы, может указывать на заниженную самооценку, но иногда отражает пересмотр привычных ценных представлений.

Черный – цвет тьмы, пустоты, интуиции и возрождения. Черный фон в мандале особенно способствует раскрытию духовных ресурсов, к тому же он, в отличие от белой бумаги, побуждает использовать более светлые цвета, которые на черном фоне кажутся светящимися и появляющимися как бы из темноты.

Из книги Когнитивная психотерапия расстройств личности автора Бек Аарон

Диагностика Когда человек приходит на лечение с низкой уверенностью в себе и очевидно высокой потребностью в поддержке, должен рассматриваться диагноз ЗРЛ. Например, Карен, 45-летняя замужняя женщина, была направлена на лечение ее врачом в связи с приступами паники. В

Из книги Сновидение в бодрствовании автора Минделл Арнольд

Глава 16. Алмазный центр мандалы Сущность - это Пустота Все остальное несущественно…. В этом мире обмана пустота - это то Чего желает твоя душа «Пустота» Руми вторит тому, о чем говорили тантристские мистики - что «существует универсальная пустота, все сущее

Из книги Теории личности и личностный рост автора Фрейджер Роберт

Диагностика Будучи верным своим убеждениям, согласно которым для того, чтобы считаться достойной внимания, теория должна быть полезной, Келли называл диагностику «стадией планирования психотерапевтического лечения» (1955, р. 14) и рассматривал ее как принципиально важный

Из книги Введение в психологическую теорию аутизма автора Аппе Франческа

Из книги Самоосвобождающаяся игра автора Демчог Вадим Викторович

Из книги Самоучитель по психологии автора Образцова Людмила Николаевна

18. Динамическая природа фрактальной мандалы Итак, «…эксперименты последних десятилетий раскрыли динамическую сущность мира частиц. Понятно, что в этом «…вечно бодром круге жизни»251 бессмысленны такие понятия классической физики, как «материальная субстанция» и

Из книги Психологические цветовые и рисуночные тесты для взрослых и детей автора Шевченко Маргарита Александровна

22. Беременность фрактальной мандалы Многим нравится метафорическое сравнение Фрактальной Мандалы с «женским лоном», «маткой» (matrix), или с «мисс яйцеклеткой»287, или, в языческом, древнерусском, бесстыдном стиле, - с похотливой и агрессивно ненасытной Богиней ПИЗИ288, или

Из книги Холотропное дыхание. Новый подход к самоисследованию и терапии автора Гроф Станислав

Диагностика Тест. Мотивация успеха и боязнь неудачи (А. А. Реан) Этот тест позволяет оценить, какое стремление в большей степени определяет ваше поведение: желание добиться успеха или избежать неудачи. Предпочтением одного из этих двух вариантов во многом и определяется

Из книги Сновидения в бодрствовании. Методы 24-часового осознаваемого сновидения автора Минделл Арнольд

Диагностика Опросник. Взаимосвязь типа личности и сферы профессиональной деятельности (Дж. Холланд) Американский психолог Дж. Холланд выделил шесть психологических типов людей: реалистичный, интеллектуальный, социальный, конвенциональный (стандартный),

Из книги автора

Диагностика Ориентационная анкета. Определение направленности личности (Б. Басс) Опросный лист состоит из 27 пунктов. По каждому из них возможны три варианта ответов: А, Б, В.Из ответов на каждый из пунктов выберите тот, который лучше всего выражает вашу точку зрения по

Из книги автора

Диагностика Опросник для оценки импульсивности Вам предлагается 15 вопросов. При утвердительном ответе ставьте рядом с вопросом знак «+», при отрицательном – знак «–».1. Отмечаете ли вы за собой некоторую поспешность в принятии решений?2. Свойственно ли вам в

Из книги автора

Диагностика Тест: Способность к эмпатии Оцените каждое из утверждений следующим образом: ответ «не знаю» – 0, «нет, никогда» – 1, «иногда» – 2, «часто» – 3, «почти всегда» – 4, «да, всегда» – 5. Убедитесь, что вы дали ответ во всех пунктах.1. Мне больше нравятся книги о

Из книги автора

Отражение эмоционального состояния ребенка по предпочитаемым цветам в рисунке В цветном рисунке ребенка всегда отразятся его настроение и эмоции.Рисуя, ребенок уже в 3–4 года выбирает тот цвет, который наиболее точно отражает его психическое и эмоциональное состояние.

Из книги автора

Мандалы черного цвета Мандалы выполнены в технике граттаж. Мандалы способствуют раскрытию экстрасенсорного потенциала, стимулируют основные источники подсознания, включают механизмы саморегуляции. На рисунок мандалы можно смотреть в течение пяти минут в любое время

Из книги автора

5. Рисование мандалы: выразительная сила искусства Мандала – это санскритское слово. Буквально означающее «круг» или «завершение». В наиболее общем смысле этот термин можно использовать для любого узора, обладающего сложной геометрической симметрией, например,

Из книги автора

16 Алмазный центр мандалы Сущность – это Пустота, Все остальное несущественно… В этом мире обмана пустота – это то Чего желает твоя душа. «Пустота» Руми вторит тому, о чем говорили тантристские мистики – что «существует универсальная пустота, все сущее

Данный тест состоит из стимульного материала (восьми цветовых карточек) и методического руководства, которое содержит описание теста, процедуры тестирования, обработки, интерпретации результатов.

С помощью данного теста можно определить эмоциональное самочувствие ребенка не только в данный момент, но и выявить предпочитаемое эмоциональное состояние, а также его оценочное отношение к детскому саду, семье, предстоящей учебе в школе и т.д (приложения 1-8).

Диагностика эмоционального состояния дошкольника и его оценочной деятельности (отношения) к:

ü уровню комфортности ребенка в детском саду;

ü к предстоящему школьному обучению ;

ü ситуации в семье ;

ü к детскому саду в период адаптации

Скачать:


Предварительный просмотр:

Е. Д. Полякова, педагог-психолог

МБОУ Начальная школа-детский сад г. Ессентуки Ставропольский край. 2016.

Диагностика эмоционального состояния дошкольников

Цветовой тест М. Люшера

Области применения. Данная методика может быть использована:

  1. при исследовании уровня комфортности ребенка дома, в детском саду;
  2. при выявлении эмоциональных установок дошкольников по отношению к предстоящему школьному обучению;
  3. при диагностике ситуации в семье;
  4. для выявления отношений ребенка к детскому саду в период адаптации;
  5. для выявления лиц, склонных к депрессивным состояниям и аффективным реакциям.

Общее описание

Данный тест состоит из стимульного материала (восьми цветовых карточек ) и методического руководства, которое содержит описание теста, процедуры тестирования, числовых показателей и их расчета, обработки, интерпретации результатов и приложений (1-8). Интерпретационные таблицы позволяют максимально упростить обработку результатов тестирования.

Время проведения – 5-8 минут.

Цветовой тест Люшера может использоваться в индивидуальной форме. Наряду с индивидуальным обследованием допускается групповое.

Методические рекомендации. Процедура проведения теста: экспериментатор перемешивает цветные карточки и выкладывает их цветовой поверхностью наверх перед испытуемым, после чего просит выбрать из восьми цветов тот, который ему больше всего нравится, т. е. выделить наиболее приятный цвет из восьми. Карточку с выбранным цветом экспериментатор откладывает в сторону, перевернув цветовой стороной вниз, и записывает его номер в таблице протоколов. Процедура выбора цвета повторяется. Если испытуемый не может выбрать самый приятный цвет, экспериментатор предлагает выбрать самый неприятный цвет и далее предлагает перейти к выбору приятных цветов.

Через 2-3 минуты экспериментатор повторяет исследование : опять раскладывает карточки цветовой стороной кверху и предлагает испытуемому снова выбрать предпочитаемые цвета, объясняя, что испытуемый не должен вспоминать порядок раскладки в первом выборе или сознательно его менять..

Для расчета суммарного отклонения от аутогенной нормы (СО) необходимо сравнивать порядок мест, которые занимают цвета в выборе ребенка, с «идеальным» расположением (34251607). Сначала вычисляется разница между реально занимаемым местом и нормативным положением цвета, затем эти разности (их абсолютные величины, без учета знака) суммируется. Значение СО изменяется от 0 до 32 и может быть только четным . Значение СО отражает устойчивый эмоциональный фон, т. е. преобладающее настроение ребенка.

Стимульный материал к тесту состоит из стандартных разноцветных, вырезанных из бумаги квадратов со стороной от 28 мм до 50 мм. В диагностике детей обычно используют неполный набор из 8 цветных квадратов. Основными цветами считаются (в порядке присвоенного им номера):

  1. синий
  2. зеленый явно предпочитаемые цвета
  3. красный предпочитаемые цвета
  4. желтый
  5. фиолетовый нейтральные цвета
  6. коричневый
  7. черный негативные цвета
  8. серый (нулевой)

Первые два цвета считаются явно предпочитаемыми, третий и четвертый - предпочитаемыми, пятый и шестой - нейтральными, а седьмой и восьмой - вызывающими антипатию, негативное отношение.

Упрощенная процедура обследования (для восьми цветов) сводится к одновременному предъявлению обследуемому всех цветных квадратов на белом фоне с предложением выбрать один наиболее понравившийся, приятный. Выбранный квадрат переворачивается и откладывается в сторону, затем процедура повторяется. Образуется ряд квадратов, в котором цвета располагаются по их привлекательности для обследуемого.

Психологическая интерпретация полученного ряда субъективного предпочтения цвета опирается, во-первых, на предположение о том, что каждому цвету присуще определенное символическое значение, например: красный - стремление к власти, доминированию, зеленый - упорство, настойчивость и т.д.

Во-вторых, считается, что ряд цветового предпочтения отражает индивидуальные особенности обследуемого. При этом функциональную значимость имеет позиция , занимаемая конкретным цветом. Например, полагают, что первые две позиции ряда определяют цели индивидуума и способы их достижения, а две последние - подавляемые потребности, символизируемые данными цветами. Выбор в области основных цветов связывается с тенденциями осознаваемыми, а среди д ополнительных - со сферой бессознательного.

Первый выбор в тесте Люшера характеризует желаемое состояние , второй - действительное . В зависимости от цели исследования можно интерпретировать результаты соответствующего тестирования и выбрать систему оценки, сравнив результаты желаемого и действительного состояния ребенка.

1. Оценка результатов эмоционального состояния.

4 балла - в начале ряда синий, желтый, фиолетовый цвета. Черный, серый, коричневый - в конце ряда. Благоприятное эмоциональное состояние .

3 балла - допускаются красный и зеленый цвета на первых позициях. Смещение серого и коричневого в середину ряда. Удовлетворительное эмоциональное состояние.

2 балла - смещение черного в середину ряда. Синий желтый, фиолетовый - на последних позициях. Эмоциональное состояние ребенка неудовлетворительное - требуется помощь психолога, педагога.

1 балл - черный и серый в начале ряда; ребенок отказывается от выполнения. Ребенок находится в кризисном состоянии , требуется помощь специалистов (психолога, психотерапевта).

Приложение 1. Стимульный материал. Цветовые карточки.


Приложение 2.Таблица протокола исследования эмоционального состояния ребенка. Цветовой тест Люшера.

Порядок предъявления карточек

Порядковый номер цвета по Вальнеффору

(индикатор психологического благополучия )

Интерпретация позиций. Баллы оценки эмоционального состояния

Заключение педагога-психолога об эмоциональном состоянии ребенка

(ИПБ)

В начале ряда синий, желтый, фиолетовый цвета. Черный, серый, коричневый - в конце ряда

4 балла

Красный и зеленый цвета на первых позициях. Смещение серого и коричневого в середину ряда

3 балла

Смещение черного в середину ряда. Синий, желтый, фиолетовый - на последних позициях

2 балла

Черный и серый в начале ряда. Ребенок отказывается от выполнения задания

1 балл

Порядковый номер выбранного цвета (выбранные позиции ряда)

Приложение 3. Таблица функций основных цветов предъявления .

Функция «+» в таблице 3 цветового теста Люшера означает усиление потребности, выражаемой данным цветом, «х» - переживание состояний, связанных с ее удовлетворением, «=» - неактуальность потребности на данный момент, «-» - невозможность или нежелательность удовлетворения потребности, негативное отношение, а следовательно ее фрустрацию.

Ф-я

Цвета

Синий

Зеленый

Красный

Желтый

«+»

Стремление к покою. Интенсивная потребность в приятном общении и удовлетворении, устойчивой положительной привязанности, стремление к гармонии, чувствительность.

Напряжение воли. Самоутверждение, тщеславие, спонтанное желание играть определенную роль, гибкость волевых проявлений в сложных условиях деятельности.

Стремление к эмоциям. Активное участие и высокая активность, сила воли и чувство удовлетворенности стремлением к достижению цели.

Восприятие возбуждения для разрядки напряжения. Ожидание встреч, раскрытие, суетливость, бегство от проблем, иллюзорное ожидание будущего.

ограждает надежды на успех, спонтанное удовлетворение от участия в деятельности.

«х»

Готовность к покою без напряжения, приятным отношениям и удовлетво-рению основных потребностей в общении

Самоопределение, самообладание.

Застой, досада, раздражаемость, конфликтность.

Готовность к контактам.

«=»

Поверхностные связи и отношения, стремление отгородиться, уйти в сторону

Низкий уровень притязаний, пассивное отношение к устроенному порядку, режиму.

Нервозная раздражимость, нуждается в бережном обращении, отсутствие желаний к общению и деятельности.

Критическое отношение к выбору контактов и увлечений.

«-»

Беспокойство, суетливость, отсутствие глубоких «сердечных» связей, неудовлетворенность отношениями со сверстниками и своей деятельностью.

Ограничение самовыражения, защитное напряжение, отказано в признании. Окружающие воспринимаются как оказывающие жестокое, бессердечное давление, принуждающее делать не желаемое.

Сверхраздражимость, ощущение своей слабости, чувство беспомощности. Обижен, с трудом справляется с делами. Утомлен и плохо ориентируется в окружающей обстановке.

Беспокойное ожидание. Тематическая фиксация, ограничение самораскрытия. Скованность, перевозбуждение, уход в себя.

Приложение 4. Функции дополнительных цветов предъявления.

Цвета

Серый

Фиолетовый

Коричневый

Черный


Функция

Негативное отношение к коллективу, частичная интеграция

Сенсибилизация. Магическо-эротическое отождествление.

Физические потребности организма.


«+»

Отгораживание, осторожная сдержанность, замкнутость, скрытность, социальная изоляция.

Стремление очаровывать, чувственность, внушаемость.

Регресс к физическим потребностям, бегство от проблем.

Выражение протеста, негативизм, импульсивно-агрессивное поведение.

«х»

Ограниченная эмоциональная готовность к контактам. Отключение.

Чувственность.

Потребность в комфорте и физическом удовлетворении.

Протест и уход от партнера или ситуации

«=»

Эмоциональная готовность к общению. Заинтересованность в социальных отношениях.

Сдерживает свои чувства. Рефлексия чувств. Щепетильность. Чувствительность и обидчивость.

Разрядка физических потребностей.

Способность терпеть ограничения, идти на компромиссы. Соглашается с условиями.

«-»

Эмоциональная возбудимость, стремление к социальному успеху.

Подавление чувствительности, контроль чувств. Эстетическое, этическое или логическое стремление к порядку.

Подавление, вытеснение или торможение физических потребностей.

Отклонение помех и ограничений, игнорирование угрозы, предприим-чивость.

Приложение 5. Вопросы для выявления эмоциональных установок дошкольников по отношению к предстоящему школьному обучению

  1. Хочешь ли ты идти в школу?
  2. Хочешь ли ты еще на год остаться в детском саду (дома)?
  3. Любишь ли ты, когда тебе читают книжки?
  4. Просишь ли ты сам (сама), чтобы тебе почитали книжку?
  5. Почему ты хочешь идти в школу?
  6. Нравятся ли тебе школьные принадлежности?
  7. Если тебе разрешат пользоваться школьными принадлежностями дома и не ходить в школу, тебя это устроит? Почему?
  8. Кем тебе хотелось бы быть во время игры с ребятами в школу: учеником или учителем? Почему?

Приложение 6. Вопросы при исследовании уровня комфортности ребенка в детском саду:

  1. Ты любишь ходить в детский сад?
  2. Ты хотел бы работать в детском саду, когда станешь взрослым?
  3. Вы дружите в группе? А с кем дружишь ты?
  4. Вы часто ссоритесь?
  5. Тебе хорошо сегодня в группе?
  6. Завтра ты пойдешь в детский сад?

Приложение 7. Вопросы для диагностики ситуации в семье:

  1. Какой цвет выбрала бы мама?
  2. Какой цвет выбрал бы папа?
  3. Тебе нравится, когда к вам приходят гости?
  4. С кем бы ты пошел на карусели: с мамой? папой?
  5. Где тебе больше нравится играть: дома? в детском саду? в гостях?
  6. Какая у вас квартира (дом)? На что похожа?
  7. Ты хотел бы, чтобы кто-то из детского сада пришел к тебе в гости?

Приложение 8. Вопросы для выявления отношений ребенка к детскому саду в период адаптации:

  1. Нравится ли тебе ходить в д/с, почему?
  2. Как ты думаешь, хорошие или плохие дети в твоей группе?
  3. Смог бы ты подарить другу какую-нибудь игрушку насовсем?
  4. Когда тебя наказывают, какое у тебя бывает настроение, как ты себя чувствуешь?
  5. Если воспитательница хвалит тебя за что-нибудь, какое у тебя бывает настроение?
  6. Тебя каждое утро ждут в группе, тебе рады?
  7. Ты сам выбираешь себе игрушки?
  8. Завтра тоже придешь в детский сад?

Ребёнок и цвет. Цветовая диагностика детей для определения типов личности. Методы колористики в качестве дополнительного инструмента диагностики детей (и взрослых), определения их типов личности. Взаимосвязи между определёнными цветами и соционическими функциями.

Согласно колористике, начало которой положил немецкий поэт (философ и ученый) И.В.Гёте, цветовая среда оказывает влияние на человеческий характер. Поэтому существует цветовая диагностика и даже цветовая терапия. Если внимательно понаблюдать, какими цветными карандашами, фломастерами, красками, цветной бумагой пользуется ребёнок в своих играх и рисунках " вы можете многое узнать о его характере. По мере взросления предпочтительные цвета могут меняться. На их выборе также сказывается текущее настроение ребёнка: радость, печаль, творческое вдохновение и агрессивность. И наоборот, рабочая цветовая среда может определять состояние, работоспособность, деловые и коммуникативные качества ребёнка и этим можно и нужно пользоваться в качестве положительных стимулов его развития " физического и интеллектуального.

Используя методы колористики в качестве дополнительного инструмента диагностики детей (и взрослых), определения их типов личности, мы заметили четкие взаимосвязи между определёнными цветами и соционическими функциями. Предпочтение, которое оказывает ребёнок какому-то определённому цвету, причем достаточно длительное время и независимо от своих текущих состояний, говорит о доминировании в структуре его личности функции, являющейся творческой. Сочетание нескольких цветов, выбираемых по преимуществу ребёнком, позволяет делать вывод о его типе личности либо соотносить его с группой типов (четвёркой), имеющих сходные усиленные функциональные качества.

"Желтые" дети более всего предрасположены к творчеству. На языке цветов желтый означает духовность (желтый нимб над головами святых на картинах и иконах, желто-золотые купола православных церквей, желто-оранжевые одежды буддийских монахов). Как правило, "желтые" люди " свободные, раскрепощенные, оригинальные, инакомыслящие и поэтому опасные для тех, кто во главу угла ставит незыблемый порядок, неограниченную власть и для которых основной моральный принцип " не выделяться и не умничать. С другой стороны, "желтый" человек " мечтатель, фантазер, сказочник. Он часто склонен в своих фантазиях отрываться от земли, выдавать желаемое за действительное, мистифицировать других. Такие дети могут быть как хорошими рассказчиками и выдумщиками, центром притяжения для сверстников и младших детей, так и объектом для насмешек.

В раннем детстве "желтый" ребёнок любит играть в одиночку, свои игрушки превращает силой своего воображения в любые персонажи. Будучи уже взрослым, такой человек предпочитает интересную разнообразную работу. Он всегда во что-то верит, на что-то надеется, живет больше будущим, чем настоящим, а в настоящем он неприспособленный, непрактичный, "не от мира сего".

Таким образом, желтый цвет более всего соответствует такой соционической функции, как интуиция возможностей, а сами "желтые" дети " интуитивные экстраверты, чаще всего, ИЛЭ " Новатор и ИЭЭ " Вдохновитель.

"Фиолетовые" дети живут богатым внутренним миром. В своем поведении часто отличаются артистизмом. Фиолетовый цвет означает ночь, тайну, мистику, маскировку, игру, созерцание, отождествление, интеграцию, внушаемость (по отношению к себе и к другим), эстетичность и неэстетичность, скромность и желание шокировать других, воздержанность и тяготение ко всевозможным порокам, мученичество и мессианские тенденции. Таких детей (взрослые не исключение) почти постоянно раздирают противоречия в чувствах, желаниях, отношениях, занятиях и т.д.

"Фиолетовые" люди чувствительны, внушаемы, их легко загипнотизировать, они легко возбудимы, стремятся производить впечатление на окружающих и при этом способны посмотреть на себя со стороны. Очень ранимы и более других нуждаются в поддержке, поощрении, подбадривании.

Наиболее близкая фиолетовому цвету функция " интуиция времени, самая загадочная и не совсем ещё понятная функция. Наиболее ярко она проявляется у социотипов ЭИЭ " Наставник и ЛИЭ " Экспериментатор.

"Красные" дети наиболее открыты и активны. Красный цвет " цвет крови, здоровья, жизни, экспансии, энергии, сексуальности, агрессивности, силы, власти, войны, революции. "Красные" " обычно лидеры в своем окружении " как формальные, так и неформальные. Подчиняться " не в их правилах. Такие дети скорее сделают что-то наоборот, "назло", когда их просят о чем-то или приказывают. Нужно разбудить и застимулировать собственное желание ребёнка или же идти от противного, тем самым провоцируя его выполнить то, что необходимо. Здесь родителям понадобятся большая гибкость, терпение и дипломатичность. Силовые методы только ожесточат "красного" ребёнка. Ведь именно из детей такого плана при неправильном воспитании формируются взрослые с антиобщественными тенденциями, со склонностью к криминалу.

С "красным" ребёнком " драчуном, живым, непоседливым, ломающим игрушки и не слушающим никого, очень трудно воспитателям. Когда он вырастет, его высокая работоспособность, предприимчивость будут стимулироваться желанием сделать карьеру, добиться благосостояния, власти над вещами и людьми. Отсюда " превалирование интересов сегодняшнего дня, напористость и эгоизм. Самые яркие политики и руководители, военные и преступники " "красные". Ведь даже традиционной одеждой королей, генералов, кардиналов, палачей была именно красная. Такой же цвет имел флаг революции.

Красному цвету соответствует функция волевой сенсорики. Наиболее выражена она у экстравертных сенсориков " СЛЭ " Лидера и СЭЭ " Политика.

"Зеленые" дети чрезвычайно динамичны и настроены на получение материальной отдачи. Зеленый цвет " индикатор интенсивности и работоспособности человека. Такие дети большие прагматики, но добиваются всего за счёт собственных физических усилий и этим отличаются от "красных", предпочитающих "проехаться за чужой счёт" либо путем физического принуждения, либо манипулируя чувствами и отношениями окружающих людей. "Зеленые" дети открыты в своих намерениях и поступках. Их уязвимое место " слабая нервная система. Таких детей легко вывести из равновесия, спровоцировать на агрессию. Они очень обидчивы и ранимы, но не злопамятны. Если вы признаете свою вину и демонстрируете по отношению к "зеленому" ребёнку расположение и уступчивость, он быстро "отходит". По мере взросления такие характерные признаки "зеленых" детей, как уверенность, настойчивость, даже упрямство способствуют выработке в них хороших исполнительских качеств. Они очень трудолюбивы и неустанно работают для блага своих близких. Зеленый цвет " это цвет живой природы, цвет листьев, травы, незрелых плодов. Поэтому "зеленые" дети и взрослые любят копаться в земле, что-то выращивать, они умеют пользоваться дарами природы, но не обкрадывая ее, а путем умелого с ней обращения и бережности.

Выражение "молодо-зелено" говорит о таких качествах "зеленых", как склонность к веселью, юмору, здоровой чувственности, задору, оптимизму " словом, всех признаков человека, стоящего на пороге жизни и радующегося ей.

Зеленый цвет " цвет сенсорики ощущений, наличие хорошо развитых от природы чувств: слуха, зрения, вкуса, обоняния и осязания. Эти качества наилучшим образом выражены у социотипов ЭСЭ " Коммуникатор и ЛСЭ " Управляющий, у которых указанная функция является целеполагающей.

Описывая "цветных" детей, мы говорили только об экстравертных представителях юной когорты, и прежде чем перейти к другой её половине " интровертной, заметим, что вышеприведенные цвета можно считать также экстравертированными цветами, вызывающими распространение энергии личности вне ее, расширение поля деятельности и контактов с людьми и вещами. Перечислим эти основные четыре цвета: желтый, фиолетовый, красный и зеленый.

"Коричневые" дети часто находятся в противоречии с собой. Оно вызвано, с одной стороны, желанием действовать, приносить пользу, вступать в контакты с окружающими, а с другой " замыкаться в себе, проявлять мелкий эгоизм и капризность, впадать в меланхолию и депрессивные состояния. Склонные к резким перепадам настроения, такие дети часто необщительны, в среде сверстников слывут гордецами и зазнайками. Обособленность "коричневых" часто вызывается их нежеланием растворяться в толпе, быть "шестерками" или исполнителями воли "красных" детей " лидеров и заводил в классе и на улице.

Другая причина обособления "коричневых" в среде сверстников -их интеллектуальность. Они очень эрудированны, испытывают постоянный информативный голод, удовлетворяемый за счёт проглатывания огромного количества газет, журналов, книг, даже просто справочников, энциклопедий и...объявлений на улицах. В школе и во дворе "шибко грамотных" не очень любят, а частенько элементарно бьют, "чтоб не зазнавался". По этой причине у "коричневых" детей может действительно развиться чувство превосходства над другими либо его противоположность " комплекс неполноценности.

При неблагоприятных условиях в семье и школе у "коричневых" подростков развиваются и довольно прочно закрепляются такие качества, как: негативизм, постоянное чувство неудовлетворённости собой и окружающими, неадекватное восприятие отношения к себе со стороны других, апатия, внутреннее беспокойство, уход от проблем, боязнь и избежание стрессов, мнительность, подавление сексуальности и т.д.

Наоборот, при благоприятных жизненных обстоятельствах из "коричневых" детей вырастают достаточно инициативные и предприимчивые личности. Они думают не только о своем, но и об общественном благе, являются надёжными партнёрами с развитым чувством взаимопомощи. Они " отличные консультанты и эксперты в широком спектре сфер деятельности " производственных и непроизводственных. Прагматизм, чувство здравого смысла подсказывают им наиболее оптимальные способы решения житейских проблем и вырабатывают философски-критическое мировоззрение.

Коричневый цвет как отражение стремления к целесообразности поступков, стабильности в делах и отношениях ближе всего расположен к функции деловой логики и характерен для социотипов ИЛИ " Критик и СЛИ " Мастер.

"Синие" дети " полная противоположность "красным". Психотерапевтам, невропатологам и педиатрам полезно знать, что "красных" детей и взрослых можно успокаивать синим цветом, а "синих" взбадривать красным. По характеру "синие": спокойные, уравновешенные; любят все делать не торопясь, обстоятельно, стараются все проанализировать, поразмышлять, обдумать. Их можно с полной уверенностью отнести к людям, живущим преимущественно рассудком, а не сердцем. Недаром синий цвет олицетворяет спокойное ночное небо или море. Это " порядок, закон, мысль, разум.

"Синие" дети редко бывают лидерами в кругу сверстников. Тем не менее у окружающих они часто пользуются уважением за твёрдость характера, отсутствие капризности, заносчивости. Они не эгоисты по натуре, но приходят на помощь только тогда, когда их об этом попросят. Сами же не склонны даже в трудных ситуациях обращаться за поддержкой, стойко переносят любые невзгоды и лишения.

Им редко присущ дух предприимчивости или авантюризма. В компаниях чаще всего держатся особняком. Их не тяготит одиночество. "Синие" всегда умеют занять себя каким-нибудь делом. Они не любят хвататься за несколько дел одновременно, а долго и тщательно занимаются одним и всегда стремятся доводить начатое до конца.

Родители и педагоги часто отмечают в характере "синих" детей изрядную долю холодности и суровости. Если среда способствует развитию этих качеств, у взрослых впоследствии они проявляются в жестком обращении с окружающими, в особенности с теми, кто находится у них в зависимости. Из них получаются неплохие администраторы, особенно там, где ценятся дисциплинированность, иерархия, умение "не высовываться", подчинение своей индивидуальности мнению руководства или всего коллектива. "Синие" " всегда хорошие специалисты и исполнители, но в одной узкой области или профессии.

Такие дети в мышлении больше "технари", чем гуманитарии, хотя могут успевать по всем предметам одинаково. Они очень усидчивы, терпеливы и могут часами сидеть за учебниками, читать полезные книжки, возиться с конструкторами, помогать родителям по дому. Они очень рано усваивают, что можно, а что нельзя и склонны пребывать в узких рамках своих представлений и убеждений. Если "синий" ребёнок во что-то поверил, разубедить словами его практически невозможно. Только очевидные факты заставляют его изменить свое мнение.

Лучше всего синий цвет отвечает качествам структурной логики, которая ярко проявляется у двух рациональных интровертов " ЛИИ " Аналитика и ЛСИ " Инспектора.

«Розовые» дети " самые мягкие. Розовый цвет в наибольшей степени соответствует младенческому периоду развития человека. Это " цвет инфантильности, наивности, нежности, слабости, сентиментальности, стыдливости, приятности. Если провести дифференциацию по половому признаку, розовый цвет считается "девчоночьим" цветом. Склонность же мальчиков к нему является признаком женственности их характера. Такие мальчики в детстве могут играть с куклами, любят наряжаться, вертеться перед зеркалом, кокетничать. Взрослея, они чаще всего занимают в различных ситуациях " бытовых или производственных " пассивную позицию. "Розовые" " ведомые, а не ведущие в семье и на работе, независимо от пола. В детстве это самые миловидные дети и мальчиков часто путают с девочками.

В кругу сверстников их любят за неизменное дружелюбие, незлобивость, уступчивость. "Розовые" дети уменьшают агрессивность "красных" и делают более податливыми "синих". Они большие конформисты по натуре и часто действуют по принципу "и нашим и вашим". Практически всегда соглашаясь с другими или обещая что-либо сделать " "розовые" могут тут же поменять свое мнение на противоположное и "забыть" выполнить чужую просьбу. Они довольно ленивы и созерцание предпочитают делу.

Внутренне они довольно ранимы и чувствительны, но свои обиды стараются скрывать. Такие дети очень хорошо чувствуют настроение окружающих и стараются изменить его в лучшую сторону. "Розовые" " хорошие гармонизаторы и дипломаты, гибки и умелы в отношениях, тонко и ненавязчиво снимают отрицательные эмоции и создают положительные, улучшая общий психологический комфорт. Они сами довольно легко впадают в меланхолию, но так же легко и быстро из неё выходят, если при этом чувствуют, что это негативно отражается на их отношениях с другими.

"Розовые" дети подсознательно тянутся к более сильным и интересным сверстникам. Часто можно заметить "розового" мальчика среди отчаянных, "крутых" ребят, драчливых и неуправляемых, которые несмотря на "чужеродный" цвет, принимают его в свою среду. При таком контрасте лучше выделяется мужественность "красных", а "розовые" смягчают климат в таких агрессивных группах.

Чаще всего к "розовым" детям относятся интровертные иррациональные этики " СЭИ " Посредник и ИЭИ " Лирик.

"Серые" дети " самые недемонстративные. Они предпочитают не выделяться среди сверстников, не претендуют на лидерство, не проявляют инициативу и энтузиазм.Серый цвет в колористике иногда трактуется как отсутствие цвета либо его нейтральность. По восьмицветовому ряду Люшера серому цвету приписываются следующие качества: обособленность, отгороженность, свобода от обязательств. Они, как правило, очень добросердечны, им очень свойственно чувство сопереживания. Они не могут отказать другим в просьбах. Помощь "серых" всегда носит альтруистический деятельный характер и этим часто злоупотребляют другие, перекладывая на них свои проблемы.

Взрослые "серые" " это самые честные и исполнительные работники, на которых всегда можно положиться. И в детстве и в зрелом возрасте они скромно трудятся, а плодами их трудов чаще пользуются другие, более выразительные цвета. Тихий, несмелый характер и замкнутость не позволяют им бороться за место под солнцем. Хотя, что касается их внутреннего мира и личного пространства, "серые" могут проявлять неуступчивость и бескомпромиссность. Они принципиальны в отстаивании своих взглядов, не любят кривить душой, обманывать.

Такие дети очень серьёзны, послушны, хорошие помощники в бытовых делах. Очень любят заниматься ручным трудом, тщательны и аккуратны в работе. Они менее других детей доставляют проблемы своим родителям и учителям. "Серые" могут не "хватать" звезд с неба", но и не ходят в отстающих. У них проявляются такие качества, как: постоянный самоконтроль, склонность к угнетенным состояниям, уход в себя, повышенная обидчивость и ранимость, подавление своих естественных потребностей.

В зрелом возрасте указанные тенденции часто проявляются в пассивной жизненной позиции, стереотипности мышления, самоизоляции. Будучи чувствительными по натуре, "серые" дети переживают по поводу различных конфликтов и неурядиц в своем окружении. Мир и благополучие в семье " главный их жизненный стимул. Ссоры и разводы родителей больше всего ранят "серых" детей и отражаются на их самочувствии и здоровье.

Наиболее характерно описанные качества проявляются у типов с доминирующей функцией этики отношений " ЭСИ " Хранителя и ЭИИ " Гуманиста.

Заканчивая тему колористики, повторим, что к интровертным цветам относятся следующие: синий, коричневый, розовый и серый.

Автор: А.А.Овчаров. Источник материала: ru.laser.ru , www.socionic.ru
Опубликовано: «Мир семьи», Киев, 2001, май;
Повторно: "Психология и соционика межличностных отношений", 2003, № 4.
Использована литература:

  1. Алексеев А.А., Громова Л.А. Психогеометрия для менеджеров. Л., 1990.
  2. Алексеев А.А., Громова Л.А. Поймите меня правильно. СпБ. 1993.
  3. Аугустинавичюте А. Дуальная природа человека (рукопись).
  4. Аугустинавичюте А. Модель информационного метаболизма. Литва, 1980.
  5. Аугустинавичюте А." Социон "; " Теория интертипных отношений". " Отдел рукописей Библиотеки Литовской АН, 1982г.
  6. Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание. М., 1986.
  7. Воробьев Г.Г. Молодежь в информационном обществе. М., 1990.
  8. Гуленко В.В., Молодцов А.В. Основы социоанализа. К., 1991.
  9. Гуленко В.В., Молодцов А.В. Введение в соционику. К., 1991.
  10. Darid Keirsey, Marilyn Bates. Please Understand Me. Gnosology Books Ltd. 1984
  11. Додонов Б.И. "В мире эмоций", Киев, изд. Политич.литературы Украины, 1987г.
  12. Леонгард К. Акцентуированные личности. К., 1989.
  13. Мегедь В.В., Овчаров А.А., "Концепция энергообмена в модели "А" и построение подтипов, // «Соционика, ментология и психология личности», 1994, № 1.
  14. Овчаров А.А. Соционика " путь к личности. К.-Новосибирск, 1993.
  15. Овчаров А.А. Экстраверсия-интроверсия программной функции // "Соционика, ментология и психология личности, 1995, № 3.
  16. Одаренные дети (сборник работ зарубежных авторов), М., 1991.
  17. Соколова В.И., Юзефович Г.Я. Отцы и дети в меняющемся мире. М., 1991.
  18. Юнг Г.К. Психологические типы. М., 1992.

“Цвета действуют на душу:
они могут вызывать чувства,
пробуждать эмоции и мысли,
которые нас успокаивают
или волнуют, они печалят
или радуют.”
(Гете)

“Все живое стремится к цвету...”
(Аристотель)

Актуальность и насущная необходимость применения методик цветовой диагностики эмоций и отношений очевидна, так как эмоциональные процессы и процессы развития личности являются наиболее сложной проблемой для психологического исследования, в основном из-за того, что методики диагностики эмоциональной сферы в большинстве своем либо объемны по количеству вопросов в анкетах, либо занимают много времени при проведении опроса и интерпретации, либо субъективны в оценке, так как основная масса этих методик – проективные, рисуночные или на основе таковых.

Ни одно описание не может охватить всех человеческих чувств и состояний, как и в цветовом спектре, в эмоциях человека из основных цветов можно получить огромное количество промежуточных оттенков и состояний.

Изучение цветовой сенсорики восходит к исследованиям Фехнера. Основной вывод его исследований это – независимость цветовых предпочтений человека от культуры, воспитания, условий проживания. Человек любой национальности в определенных ситуациях предпочитает определенные цвета. Люди противопоставляют цвет один другому, противопоставляют контрастность теплых и холодных тонов. Теплота цвета в большей степени связана с нашими субъективными ощущениями, хотя теплота цвета относительна, так карминно- красный, например, выглядит холодным по сравнению с оранжевым, но воспринимается, как теплый по сравнению с синим.

С цветовыми контрастами связаны понятия не только теплый – холодный, спокойный – возбуждающий, но и понятия нравственные, плохой – хороший.

Исследователи доказали, что каждая эмоция ассоциируется у человека со своим специфическим цветовым фоном и насыщенностью.

По данным исследований Ч.А. Измайлова цветовой тон можно представить в виде непрерывного континуума, где будут располагаться большинство человеческих эмоций. Основная масса наших эмоций расположена в цветовой гамме от синего до сине-красного, малинового или фиолетового цвета, меньшая часть эмоций находится в спектре зеленого и зелено-синего цвета и совсем мало эмоций в спектре салатовых оттенков.

В спектре с длинами волн цветового излучения от 700 Гц до 620 Гц располагаются такие эмоции как: воодушевление, радость, веселье, восторг, раздражение, обида, гнев, возмущение стыд (синий – красный). Мы знаем выражение “покраснеть от стыда”…

В спектре с длинами волн цветового излучения от 620 Гц до 580Гц располагаются: ненависть, страх, тревога, сомнение, разочарование, отвращение (красный – желтый).

Кусочек спектра с длиной волны от 570 Гц до 550 Гц вмещает в себя тоску и печаль (желтый – зеленый). Вспомним выражение “тоска зеленая”…После 550 Гц в цветовом спектре размещаются: интерес, удовлетворение, удивление, спокойствие (зеленый – синий).

(Приложение. Рисунок 1 )

Каждый цвет имеет множество значений. Существует взаимодействие цвета и времени – каждая эпоха выбирает свой цвет: серый – пуританство и послевоенная Британия, Древний Рим – пурпур, как символ власти. Существует также школа исцеления с помощью цвета. Впервые над этим задумались древние греки: проходя через окно храма цвет разбивается на спектр, таким образом, человек вбирал тот цвет, который хотел. В Древнем Китае на солнце лежали в красном шелке – и так излечивали следы оспы. В 18 веке в Европе были распространены цветные витражи. По мнению исследователей, если человек устал от одного цвета, то надо посмотреть на противоположный, то есть и состояние человека при этом сменится на противоположное. Красный всегда влияет на физическое состояние, желтый – на умственное, а голубой – на эмоции. Соответственно влияют и их оттенки. Предпочитаемый цвет дает представление о сиюминутном состоянии, отвергаемый цвет дает информацию о причинах, которые побуждают совершать ошибки. Феномен цветовосприятия и особенности взаимодействия человеческого организма с цветом интересовали многие поколения исследователей. Многие пытались разгадать загадку глубинного влияния цвета на внутреннюю жизнь человеческого организма. В Древней Индии человека считали “светоносным” подразумевая единство цветовых энергий и соков тела: крови, лимфы и т.д. Согласно доктринам индийских йогов человеческий организм соткан из переплетающихся вибраций звуков и цветов, мелодий и световых потоков, динамика которых определяет психическую жизнь человека. Древние именовали глаза человека “окнами”, “вратами восприятия”. Мы привыкли, что организм воспринимает цветовые потоки посредством зрительного анализатора, однако это не единственный канал, по которому цветовая энергия достигает организма. Многочисленные исследования феномена кожного зрения доказали возможность восприятия цвета не только рецепторами сетчатки глаза но и практически любой клеткой организма. Не зря цветовой спектр делится на теплые и холодные цвета, это близко к температурным ощущениям человека.

Цветопсихологами накоплено множество удивительных фактов. Существует предположение о функционировании Единой Живой Энергии, различные формы и состояния которой воспринимаются людьми как отдельные цвета.

В сочетании с направленным музыкальным воздействием цвет широко используется в коррекционной и терапевтической работе.

За долгую историю развития человечества в культуре сложились соответствия цвета тому или иному символу.

Наблюдения Г. Флиринга и К.Ауэра показали, что у каждого человека есть свое особое отношение к цвету. У большинства людей есть определенные симпатии к одним цветам и антипатия к другим, то есть у человека есть шкала любимых и нелюбимых цветов. Склонность человека к тому или другому цвету меняется под воздействием тех или иных временных или духовных факторов. Однако личностную шкалу предпочитаемых цветов Флиринг и Ауэр рассматривали как выражение индивидуальности. Эта шкала меняется в течение жизни, как правило, дети предпочитают красный цвет всем другим, у взрослых любимый цвет синий, а потом красный. Если вспомнить, что красный символизирует активность, а синий и голубой покой, то связь очевидна. Взрослые менее активны, чем дети и больше стремятся к покою, так как больше устают.

Г.Флирингом был создан тест “Цветовое зеркало”. Методика предназначена для изучения личностных характеристик. Диагностический материал представляет собой буклет из 23 цветных квадратов на серебристом фоне, которые согласно инструкции ранжируются испытуемым.

Цветопредпочтения – это психотип личности. Отвергаемые цвета означают наличие страхов и конфликтов в той области, которую символизирует отвергнутый цвет. Скачки в выборах говорят о непоследовательности и импульсивности личности испытуемого.

Психотипы личности определяются цветовой гаммой выбранных квадратов:

Зелено-синий – мыслительный тип.
Красно-оранжевый – чувственный тип.
Оливково-зеленый – интуитивный тип.
Желтый цвет +оранжевый – экстраверты.
Фиолетовый – черный – розовый – интроверты.

Не менее сложной является теория функциональной психологии Люшера. На основе функциональной психологии цветовосприятия он создал свой известный тест.

Тест Люшера относится к проективным методикам и предназначен для изучения ситуативного эмоционального состояния личности и ее адаптации к различным социально-психологическим ситуациям. Он разработан на принципах функциональной психологии, где основа чего либо (в данном случае значения цвета) – постоянная величина. Почти полвека эта методика используется педагогами, психологами, психиатрами. Она используется по всему миру и во всех культурах.

Основой для создания теста Люшеру послужила цветопсихологическая концепция связи основных цветов с определенными настроениями и спецификой отношений испытуемого с окружением. При создании теста Люшер использовал данные многолетних статистических исследований о психологическом значении различных цветов. Также Люшер учитывал теоретические выкладки известных абстракционистов-художников Кандинского, Малевича, Мондриана.. Интересно, что сам Люшер имел глубокий художественный вкус и четко понимал свои реакции на цвет.

Специфика воздействия цвета на психику остается неизменной вне зависимости от состояния организма на момент тестирования. Символическое значение цвета, его “психологический код” объективен всегда и не зависит от положения цвета в ряду выбора.

В.М. Бехтерев утверждал, что умело подобранная гамма цветов способна благотворнее воздействовать на нервную систему, чем лекарства. Мы уже знаем, что цвета способны возбуждать или подавлять, создавать ощущение тепла или холода, сузить или расширить пространство в помещении, создать свет или тень.

Например, красный цвет средневековые врачи использовали для лечения ветряной оспы, скарлатины, кори и кожных заболеваний.

Голубой цвет оказывает болеутоляющее действие.

Фиолетовый цвет и оттенки голубого лечат неврологические заболевания.

Красный и желтый цвет благотворно влияет на апатичных и анемичных детей, способствует повышению их активности и улучшению настроения.

Зеленый цвет был использован при лечении психопатических расстройств и нервных болезней. Он хорошо действует, когда нужно дисциплинировать и контролировать поступки человека.

Итак, основными цветами спектра являются: красный, синий, зеленый, желтый.

(Приложение. Рисунок 2 )

(Приложение. Рисунок 3 )

О теоретических аспектах цветовой диагностики можно говорить бесконечно, поэтому перейдем к практической части, а именно как можно психологу применить цветовую диагностику в диагностической и коррекционной работе.

(Приложение. Таблица 1 )

Однако начинающим психологам лучше пользоваться стандартными интерпретационными таблицами Люшера. Данная таблица представляет собой сокращенный вариант и удобна в случае, если тест Люшера используется в сочетании с другими методиками диагностики эмоционально-волевой сферы. В диагностике профессиональных предпочтений в качестве дополняющего теста также можно использовать вариант теста Люшера, адаптированный Собчик.

Метод цветовых выборов (МЦВ) Собчик позволяет на основании использования оригинального стимульного материала Люшера выявлять индивидуально-личностный паттерн человека, определять его типологические свойства, тип реагирования, эмоциональное состояние в момент обследования. Методика позволяет определить стрессовое состояние личности и дезинтеграцию.

Исследование с помощью цветового теста репрезентативных групп, объединенных одной профессией, позволило Собчик применить данную методику в дополнение к профориентационной диагностике.

В работе с детьми в возрасте от 6 до 11 лет как диагностической, так и коррекционной, можно использовать проективный тест личностных отношений, социальных эмоций и ценностных ориентаций “Домики”, разработанный О.А Ореховой.

Тест разработан Ореховой на основе модели структуры личности и факте предпочтения эмоции как потребности.

Методической основой теста является цвето -ассоциативный эксперимент. Ребенок использует цвет для выражения своей эмоции. Эмоции представлены в виде “жильцов” домиков, которые ребенок раскрашивает, выбирая понравившейся ему цвет.

Тест позволяет провести диагностику:

  1. степени дифференцированности – обобщенности эмоциональной сферы;
  2. ценностных ориентаций ребенка, актуальности ценностей;
  3. предпочтений видов деятельности;
  4. личностные характеристики.

Также данная диагностика позволяет увидеть необходимые для коррекции эмоциональные блоки.

Процедура теста предполагает раскрашивание. Для проведения необходим ответный лист и 6 карандашей – синий, зеленый, красный, желтый, коричневый, черный. Карандаши должны быть одинаковыми по размеру и цвету. Можно использовать грифельные или восковые.

Тест включает 3 задания по раскрашиванию. В первом задании происходит простое ранжирование цвета, во втором ребенок закрашивает “домики”, где живут: счастье, горе, справедливость, обида, дружба, ссора, доброта, злоба, скука, восхищение.

В третьем задании ребенок выбирает цвет “жильца” в “домик” самостоятельно. Домик нужно раскрасить в зависимости от того, что “ жилец там делает”.

Методика дает психотерапевтический эффект, который достигается путем использования цвета и работы с ним. Упражнения с цветом являются важнейшим средством терапии во многих психотерапевтических направлениях, включая НЛП. Произвольность использования цвета дает ребенку возможность обозначить для себя негативные эмоции и объекты и абстрагироваться от них, создавая блок психологической защиты.

Данную методику можно использовать в серии развивающих и корректирующих занятий, игр и бесед, также ее можно применять при коррекции самооценки ребенка и при работе с легкими степенями аутичности.

Подробно эта методика описана в книге О.А Ореховой “Цветовая диагностика эмоций. Типология развития.”

(Приложение. Бланк 1 )

В работе школьного психолога часто можно столкнуться с запросом администрации выявить отношение школьников к учебной деятельности и предметам. В качестве дополнения к методикам

диагностики школьной мотивации и адаптации и к социометрии можно использовать цветовой вариант диагностики отношения к предметам Тест отношения к предметам (ТОП).

В процессе моей работы постепенно появлялись все новые и новые виды бланка этого теста. В бланк можно включать:

  1. школьные предметы;
  2. педагогов по предметам (без указания фамилии, имени, отчества, например “учитель математики”);
  3. учебные дни недели;
  4. названия референтных групп;
  5. фамилии учащихся (для социометрических данных).

Вариантов бланка теста также очень много, но наиболее удобен для обработки вариант, где не нужно вывешивать цветовую таблицу на доске, и где цветовые эталоны указаны на самом бланке. Единственное, что необходимо сделать это раскрасить квадраты в бланке цветами, максимально приближенными к люшеровским эталонам.

Обрабатывается диагностика в Exelle, подсчитывается количество положительных и отрицательных (негативных) цветовых выборов по каждому указанному в бланке параметру. Положительными мы считаем цвета: желтый, красный, синий, зеленый. Негативными считаем: фиолетовый, коричневый, серый и черный.

Далее на каждую группу параметров строятся диаграммы, в которых наглядно в процентном соотношении видно положительное или отрицательное отношение испытуемых к тому или иному параметру. Например, “положительное отношение к предметам”, “отрицательное отношение к педагогам” и т.д.

Глядя на диаграммы психологу легче сделать выводы по классам и дать рекомендации. В процессе работы тесту было дано название “Тест отношения к предметам” сокращенно ТОП.

Тест нагляден и информативен, быстр в проведении и не сложен в обработке. Упрощена инструкция к тесту. Она звучит так: “Выберите, какой цвет, по вашему мнению, подходит к тому или иному предмету (учителю, дню недели и т.д.) и поставьте галочку в нужном квадрате”.

Единственное, что может вызывать сомнение это надежность теста и валидность данных, но по опыту работы могу сказать, что результаты этого теста не противоречат наблюдениям и ситуации в том или ином классе.

(Приложение. Бланк 2 )

Соответственно, квадратики по горизонтали раскрашиваются в следующие цвета: красный, зеленый, синий, фиолетовый, желтый, черный, серый, коричневый. Раскрашивать можно в любом порядке.

По вертикали могут быть указаны любые интересующие психолога параметры: дни недели, названия референтных групп, фамилии одноклассников и т.п.

В завершении статьи хотела бы подчеркнуть, что тема цветовой диагностики и коррекции в психологии безгранична и многогранна. Могу только пожелать успеха и новых творческих открытий коллегам, работающим с цветовыми тестами!