Как отключить эмоции и чувства навсегда? Психология. Полная эмоциональная блокировка (ПЭБ) Блокировка чувств и эмоций




Это жалоба, которую приходится слышать очень часто. Отсутствие чувств, пленочка безразличия, которая незаметно затягивает целую жизнь, заболачивает ее скукой, равнодушием и мутной бессмысленностью. Пыльная рутина и постоянная усталость — вечные спутники этого состояния.

Позвольте представить, перед Вами госпожа Апатия. Дама неброская, одетая во что-то серое и бесформенное, тихо и незаметно обосновалась в углу комнаты. Удивительно, и как только, при всей ее вялости и неподвижности, ей удается так быстро захватить власть над всеми, кто оказывается рядом.


Первый путь формирования апатии — это следствие блокировки чувств.

Зашкаливающие токсические эмоции могут быть настолько болезненны и непереносимы, что их осознание и проживание воспринимается, как угрожающее жизни. Невозможно тяжелое. Тогда единственный способ как-то с ними справится — это приглушить их, подавить, заморозить. И это правда работает! Как будто анестезию провели — боли нет, только легкий холодок. Вот только невозможно выборочно подавить лишь боль. Подавляется все скопом: и радость, и удовольствия, и жизненная энергия. Это состояние оглушенного оцепенения, вялой раздавленности, нескончаемой усталости, которая не проходит с отдыхом. Тело тяжелое, словно нагруженное гирями, простейшие действия могут даваться с огромным трудом. Порой даже встать, умыться и одеться становится небольшим подвигом.

В острой, выраженной форме это бессилие придавливает тяжелой плитой, не позволяет ходить на работу, невозможно сосредоточиться вообще ни на чем. Сплошная вата в голове. На пике этих переживаний может возникать состояние болезненного психического бесчувствия — когда сама неспособность ощущать чувства, становится настолько тотальной и всеобъемлющей, что сама по себе причиняет очень мучительное страдание. Человек готов и хотел бы почувствовать любую боль, лишь бы ощутить себя живым, а не деревянным Буратино. Но не может.

Часто эти переживания не столь выражены, а создают пыльный, годами стелющийся фон, мерно высасывающий силы. Болезненные анестезированные чувства не дают о себе знать, а заморозка все же не столь тотальна, чтобы полностью лишить жизни. Можно ставить цели, добиваться результатов, даже пытаться развлекаться. Все это, правда, будет позванивать холодным металлом или напоминать ярко раскрашенный искусственный пластик, но, что поделать. Приходится платить цену за освобождение от боли. Это депрессивный (анестетический) вариант развития апатии. И он обычно хорошо поддается лечению. При острых формах основной упор идет на медикаментозное лечение, при хронических возрастает роль психотерапии. Но эта психотерапия будет несладкой — чтобы возродить чувства, придется оживить и пережить всю ту боль, что когда-то была заморожена.


Второй путь, по которому разрастается апатия — это не распознавание чувств.

"Я не знаю, что я чувствую" — вот типичные слова для таких пациентов. Что-то подкатывает к горлу, застревает в груди. Но как это назвать, какие слова подобрать для описания своих ощущений — непонятно. Часто близкие эмоции словно слеплены между собой, не проводится внутреннего различия между, скажем, грустью и тоской или восторгом и радостью. Порой от всего спектра человеческих чувств остаются только два спрессованных полуфабриката: позитив и негатив. В другом случае проблема даже не в том, чтобы назвать чувство, а просто чтобы его заметить, зафиксировать. Многим, наверное, знакома ситуация, когда взбешенный человек, яростно уверяет окружающих, что он ни капельки ни злится. Просто не осознавая, не отслеживая, что с ним происходит.

А теперь представьте себе, что точно по такому механизму, совершенно не фиксируя, что они чувствуют, и даже не представляя, не замечая, как они эти чувства проявляют вовне, некоторые люди проживают большую часть своего времени. Либо, даже если по какому-то счастливому стечение обстоятельств, чувство все же будет замечено, забывается оно очень быстро. Не оставляет в памяти сколько-нибудь значимого следа. Было — и как корова языком слизала. Что-то смутное едва доносится из глубин сознания, словно было не вчера, а несколько лет назад.

Получается, что эмоциональная жизнь у таких людей может быть очень бурной и насыщенной. Вот только проходит вся мимо сознания. Не осмысленное, не замеченное, не названное чувство обречено остаться импульсивным порывом, мимолетным всплеском, и нет никакой возможности при таком раскладе, выстраивать свою жизнь ориентируясь на самого себя, на свои ощущения. Ведь они так и остаются за семью печатями. Вроде как есть, вроде растаскивают в разные стороны, но что это, как, откуда берется и чем вызвано — загадка.

А на уровне сознания остается только пустота. Все смазывается, затирается, забывается. Слепливается в один невнятный спутанный ком. Нет возможности услышать себя, и кажется, что внутри и нет ничего. Это алекситимический путь возникновения апатии. Лекарства тут уже не смогут помочь никак. Только психотерапия. Причем долгосрочная. Это очень непросто для таких людей научиться прислушиваться к самим себе, замечать, что с ними, находить точные слова для описания своих чувств. А еще — запоминать их, оставлять в памяти, позволять им расцвечивать дни и годы. Это как будто учиться владеть мышцей, о существовании которой никогда раньше не подозревал.


Ну и еще один вариант возникновения апатии — это просто отсутствие чувств.

Они не заблокированы, и не то чтобы не распознаются. Их правда нет. Это, если можно так выразится, ядерный вариант апатии, истинный. Ее дефицитарный вариант. Чувства могут быть порушены в результате психического заболевания, просто не сформироваться при развитии. Скажем, при различных формах аутизма. Не зря люди, страдающие психическими расстройствами часто находят у себя как бы симптомы аутизма — там действительно много общего. Поражаются в первую очередь эмоции отвечающие за социальную компетентность, умение почувствовать состояние другого человека, да и вообще понять, как люди находят друг с другом точки пересечения.

В несколько других вариантах эти дефициты существуют при патологиях характера. Там не сформированы вовсе либо недоразвиты высшие эмоции, такие как способность к любви, благодарности, сопереживанию. Связи с другими людьми формальны, механистичны. Мир человеческих отношений превращается тогда в пустынный и выхолощенный, пропитанный ритуализованными играми, главная цель которых заполнить пустоту и хоть немного развеять скуку. Все, что происходит между людьми превращается в пустозвонный фарс, бессмысленную показуху, крысиные гонки. Нет личной сопричастности к тому, что происходит, все делается формально, для галочки, потому что положено.

Работать с дефицитами очень сложно. Чтобы вырастить, прорастить в себе чувства, которые были стерты либо вовсе всегда отсутствовали, научиться их испытывать, нужно колоссальное душевное усилие, причем систематическое, в течение длительного времени. Это кропотливая, очень затратная работа, которая длится годами. На такое решаются обычно от полной непереносимости того, что происходит сейчас. Зато результат этой работы, если удается достичь успеха — как будто сухое дерево зацвело. Мне кажется, это того стоит. Впрочем, тут каждый решает за себя сам.

В переводе с английского понятие «психологическая защита» означает систему регуляторных механизмов в психике, которые направлены на устранение или сведение к минимуму негативных, травмирующих личность переживаний, сопряженных с внутренними или внешними конфликтами, состояниями тревоги и дискомфорта.

Когда возникает такая необходимость? Ученые доказывают, что психологическая защита как реакция возникает при реальной или мнимой угрозе целостности личности, ее идентичности или самооценке. В конечном итоге психологическая защита направлена на сохранение стабильности самооценки личности, ее образа Я и образа мира, которая достигается:

Устранением из сознания источников конфликтных переживаний;

Трансформация переживаний таким образом, чтобы предупредить возникновение конфликта;

Возникновение специфических форм реагирования, поведения, которые снижают остроту переживаний угрозы или внутриличностного конфликта.

Родоначальником исследования психологической защиты является З.Фрейд, который рассматривал ее как формы разрешения конфликта между бессознательными влечениями и интернализированными социальными требованиями и запретами. Его дочь, Анна Фрейд усматривала в механизмах психологической защиты и способы разрешения внешних конфликтов, способы адаптации к социальному окружению. Согласно А.Фрейд, механизмы психологической защиты являются продуктом индивидуального опыта и научения. Таким образом, психологическая защита рассматривалась как процесс восприятия и трансформации угрожающего или конфликтогенного объекта. На этой основе было описано около 20 видов механизмов психологической защиты. Основными из них являются:

- Вытеснение – устранение из сознания неприемлемых влечений и переживаний;

- реактивное образование (инверсия) – трансформация в сознании эмоционального отношения к объекту на прямо противоположное;

- регрессия – возврат к более примитивным формам поведения и мышления;

- идентификация – бессознательное уподобление угрожающем у объекту;

- рационализация – рациональное объяснение человеком своих желаний и действий, истинные причины которых коренятся ив иррациональных социально или личностно неприемлемых влечениях;

- сублимация – преобразование энергии сексуального влечения в социально приемлемые формы активности;

- проекция – приписывание другим людям собственных вытесненных мотивов, переживаний и черт характера;

- изоляция – блокирование отрицательных эмоций, вытеснение из сознания связей между эмоциональным переживаниями и их источником.

Психологическую защиту нельзя однозначно рассматривать как полезное или как вредное явление. Она позволяет достичь более или менее устойчивого состояния личности на фоне дестабилизирующей ситуации, травмирующих переживаний и способствует успешной адаптации к данным условиям. Вместе с тем, психологическая защита не позволяет человеку активно воздействовать на причину, источник дестабилизирующей ситуации. В этом смысле альтернативой психологической защиты может быть либо реальное вмешательств в ситуацию и преобразование ее. Либо, либо самоизменение, адаптация к ситуации за счет преобразования самой личности. Полезный, адаптивный эффект психологической защиты в большей степени проявляется, когда масштаб конфликта, угрожающего целостности личности, относительно невелик. Исследуя данный аспект психологической защиты, Д.А.Леонтьев утверждает, что при существенном конфликте, требующем устранения его причин, психологическая защита играет скорее негативную роль, затушевывая и снижая его эмоциональную напряженность и значимость для личности. Следовательно, психологическая защита имеет ограниченную, вспомогательную роль на определенных этапах конфликтных ситуаций, но разрешает конфликт и не преобразует личность.

Вы родились, чтобы быть собой, не кем-то другим.

Сознание – ключ к процессу проявления. Знать – означает понимать значение ваших слов, мыслей или убеждений, чувств и эмоций. Обладать самосознанием означает иметь способность изменить ваши слова, мысли, чувства и эмоции, и впоследствии ваши действия – и тогда у вас будет та жизнь, которую вы так хотите и которую заслуживаете.

Большинство людей не живут осведомленной жизнью; они живут механически, по своим высказываниям, взглядам, чувствованиям и действиям напоминая других людей. Мы живем, основываясь на том, что другие говорят или делают. Мы живем в волнениях, что другие говорят о нас. Мы пытаемся вписаться в общество, живем по правилам других людей. Наши жизни загипнотизированы государством, нами управляют другие люди. Когда вы были ребенком, кто-то сказал вам, что вы проиграли, и теперь вы живете жизнью проигравшего.

Почему нужно проживать свою жизнь как курица, если вы – орел? Зачем тратить жизнь на ходьбу, если вы можете полететь?

Самосознание – умение, которое развивается посредством практики и дисциплины. Вы просто должны обратить внимание на свои слова, мысли, чувства, эмоции и действия. Это легче, чем вы думали. Вот несколько способов как практиковать и развивать ваше сознание:

1. Обратите внимание на то, кто вы

  • Обратите внимание на свои слова. Какие слова вы используете каждый день? Они несут в себе низкий заряд энергии или высокий? Что вы говорите себе (разговор с собой)? Что вы говорите другим?
  • Обратите внимание на свои мысли. Что вы думаете прямо сейчас? Что вы думаете о себе? О других людях?
  • Обратите внимание на свои чувства и эмоции. Что вы чувствуете? Почему вы чувствуете это? Что вы можете сделать, чтобы чувствовать себя лучше?
  • Обратите внимание на свои действия (каждодневные привычки). Как вы используете свое время? Каковы результаты ваших действий? Что вы не делаете, и что вы хотите сделать?

2. Обратите внимание на людей вокруг вас

Вы подражаете другим людям? Каким людям вы подражаете (победителям или проигравшим)? Они вам нравятся? Почему нет? Как вы себя чувствуете среди людей? Вы осуждаете или критикуете их? Вы благословляете людей?

3. Обратите внимание на окружающую среду

Замечайте красоту вокруг вас: цветы, деревья, вода, небо, животные, здания, наблюдайте за тем, на что вы обычно не обращаете внимание. Пользуйтесь своими шестью чувствами: созерцайте красоту глаз, услышьте дуновение ветра, почувствуйте запах аромата роз, коснитесь неба руками, испытайте аромат своего счастья и ощутите свою душу.

Настало время проснуться. Пора увидеть то, что в вас и дать этому жить. Это время узнать, кто вы и что вы хотите. Вы родились, чтобы быть СОБОЙ, а не кем-то другим. Есть тысячи причин жить так, как вам нужно и быть собой. Почему на вас надевают наручники, когда вы владеете ключом? Возьмите ключ вашего самосознания и живите своей СОБСТВЕННОЙ жизнью.

Мы так наполнены страхом отвержения и претензиями, что едва ли понимаем, то ли мы себя обманываем, то ли доверяем себе. Большую часть времени мы играем роли, избегая соприкосновения с нашими чувствами. Бессознательный (совокупность психических процессов и состояний, обусловленных явлением действительности, во влиянии которых субъекты не отдают себе отчета) страх отвержения не дает нам построить отношения с партнером, который нам нравится. Из-за чего мы боимся? И как влияет на наше здоровье подавление собственных чувств? В этой статье мы попытаемся ответить на эти вопросы, для основы возьмем американского психиатра и психотерапевта, создателя биоэнергетического анализа (от греч. bio - "жизнь" + energeia - "деятельность" и analysis - "расчленение", разновидность психотерапии) А.Лоуэна.

В данной статье целесообразно опираться на определение эмоции страха, как отрицательное эмоциональное состояние, появляющиеся при получении субъектом информации о возможной угрозе его жизненному благополучию, о реальной или воображаемой опасности. В отличие от эмоции страдания, вызываемой прямым блокированием важнейших потребностей, человек, переживая эмоцию страха, располагает лишь вероятностным прогнозом возможного неблагополучия и действует на основе этого (часто недостаточно достоверного или преувеличенного прогноза). Для человека как социального существа страх часто становится препятствием для достижения поставленной им цели (К. Изард).

Наши чувства проявляются по-разному, часто мы даже их не осознаем и не умеем правильно выражать. Во многих случаях мы их вообще не проявляем, а давим и обращаем внутрь себя, а это основная причина психосоматических расстройств (психологические заболевания, обусловленные психологическими факторами), страдают сердце , желудок и спина , в некоторых случаях появление лишнего веса . Такое деструктивное не проявление, блокирование своих чувств (основной вид эмоций, характерных для человека, они являются врожденными) и эмоций (непосредственное, временное переживание какого-нибудь чувства) идет родом из детства, скрываясь во взрослой жизни в неприступном бункере.

В детстве формируется отношение к своим собственным чувствам, ребенок до определенного времени, когда социализация еще не наложила свой отпечаток, искренне проявляет свои эмоции, он свободно и легко делится со всеми, потом постепенно под влиянием внешней среды, он учиться сдерживать свои чувства, а иногда начинает скрывать эмоции даже от самого себя. Давайте рассмотрим возникновения нарушения, блокирования своих чувств. По мнению А. Лоуэна, одна из причин - это потеря любви одного из родителей ребенка, оставляет отпечаток на всю жизнь.

Например: мама из-за недостатка сил и времени, загруженная, какими то делами или появлением второго ребенка, не уделяет время первому, а он из-за этого испытывает тоску по вниманию матери, такая не доступность приводит к первому в жизни переживанию «разбитого сердца». Возникает печаль (состояние душевной горечи, которое вызывается разлукой, чувством одиночества, неудачей в достижении цели, разочарованием, несбывшейся надеждой. Главной причиной является утрата чего-то значимого для человека) и подавляется, а это остается в теле и запоминается в нем.

Такая тоска порождает развитие жесткого грудного панциря грудной клетки, который защищает сердце. Ребенок не понимает что у мамы другие дела, он хочет получить свою потребность, и тогда он, впоследствии всячески не теряя надежду, хочет получить эту любовь и решает быть хорошим, хорошо учится, постоянно достигать успехов, при этом испытывая чувство вины ( сочетание чувств страха, автоагрессии и защиты от этой внутренней агрессии, которая налагает на себя сам человек вследствие мыслей или поступков, нарушающих его внутренний запрет. Самоощущение при чувстве вины - «Я - плохой/плохая», часто сопровождаемое такими соматическими ощущениями, как напряжением мышц в различных участках тела, непроизвольной мимикой лица, нарушением дыхания, учащением сердцебиения, изменением уровня кровяного давления и др. Идет из области бессознательного).

А.Лоуэн в своих работах пишет о происхождении чувства вины у ребенка: «....чувство вины рождается из допущения, что мы недостойны любви, пока не заслужим ее хорошими поступ-ками. Тот факт, что мы ощущаем злость по отношению к тем, кто причинил нам боль, и ненавидим тех, кто предал нашу любовь, не делает нас плохими людьми. Такие реакции биологически естественны, поэтому к ним надо относиться как к морально приемлемым. Однако детей, которые зависят от родителей и других взрослых, можно легко убедить, что на самом деле всё по-другому. Ребёнок, который чувствует, что его не любят, думает, что произошла какая-то ошибка, так как в его сознании не умещается мысль, что мать и отец, давшие ему жизнь, могли бы его не любить. Если он начнет сомневаться в них, родителям нетрудно убедить его, что это "плохо", когда он ощущает по отношению к ним злость или ненависть. Если "хорошее поведение" гарантирует ему любовь, ребенок сделает всё, что в его силах, чтобы быть "хорошим", вместе с подавлением "плохих" чувств. Таким образом, чувство вины программирует его поведение на всю жизнь, запрещая ему негативные чувства по отношению к телу, кого надо любить. Это вызывает состояние хронического мышечного напряжения , особенно в верхней части спины . Напряжение в мышечной системе зависит от нашей воли, контролируемой эго (по Фрейду, осуществляет исполнительные функции, являясь посредником между внешним и внутренним миром), которая часто действует вопреки же-ланиям сердца. Боясь отвержения, мы отдёргиваем руку, которая хотела до кого-то дотронуться и кого-то обнять; губы, которые хотели бы целовать или сосать (как бывает у младенцев); или отводим глаза, которые хотели бы смот-реть.....»

Но при этом, желая любви и признания, мы делаем все, чтобы привлечь к себе внимания, «...скрываясь за фасадом нарциссизма (низкая самооценка; компенсаторное высокомерие; тревожность; страх провала; страх успеха; потребность быть всегда правым; трудности в принятии решений; отсоединение от собственных чувств; потребность в непрерывном восхищении; страх близости) , цель, которого с одной стороны - получение одобрения и восхищения, а с другой - компенсация и отрицание внутренних чувств неполноценности, отчаяния и печали. Хорошим примером личности этого является мужчина, который развивает мышцы для того, чтобы произвести впечатление силы, мужественности и власти. В большинстве случаев за фасадом «мачо» скрывается потерянный ребенок. Расщепление между внешним видом культуриста и внутренним чувством одиночества расщепляет внутреннюю интеграцию его личности.

В такой культуре как наша, ориентированной в основном на такие ценности эго (лат. ego — «я»), как власть и успех, в структуре личности большинства людей есть доля нарциссизма. Основным вопросом здесь является то, до какой степени человек остается в контакте со своими глубокими чувствами и со своим телом.....» .

Таким образом, приукрашивая свой внешний облик, надевая маску уверенности и обаяния, в то время как сердце находится в бункере, мы даже не осознаем, что такое положение вещей имеет очень серьёзные последствия для здоровья, так как сердце теряет свою жизненность . Мы все хотим любви, но избегаем ее, так как боимся отвержения, бессознательный страх закрывает дорогу к сердцу. Детская травма оставила глубокий след, которая делает преграду к губам, которые хотели бы целовать. И глазам, на которые мы бы хотели смотреть.

В заключение можно сделать выводы мы живем и принимаем фальшивые ценности эго, и не осознаем этого. Возможно причин, деструктивного не проявления, блокирования своих чувств и эмоций очень много, и все они индивидуальны, связаны с личными установками, и работать над этим лучше в кабинете специалиста. Прежде всего нам необходимо осознать, что голова - служит не для добывания денег, половые органы - не для развлечения, сердце - не изолированно от головы и удовлетворения плоти, не утратило связь с миром, а все взаимосвязано и функционирует вместе. Осознав это, мы сможем контролировать появление в нашей душе эмоции страха, и наша жизнь станет счастливее, от того что мы принимаем чувство любви и себя такими какими есть. Открывая бункер, где спрятали свое сердце, к свободе и любви .

Список литературы:

  1. Лоуэн А. Секс, любовь и сердце: психотерапия инфар-кта/Пер, с англ. С.Коледа — М.: Институт Общегума-нитарных Исследований, 2004 — 224 с.
  2. Лоуэн А. Психология тела: биоэнергетический анализ тела/ Пер. с анг. С.Коледа - М.: Институт Общегуманитарных Исследований, 2007 - 256с.
  3. Яро Старк, Тонн Кей, Джеймс Олдхеймс С 77 Техники Гештальт - терапии на каждый день: Рискните быть живым / Пер. с анг. Родред. Г.П.Бутенко. - М.: Психотера-пия, 2009. - 176 с..

Здравствуйте. У меня уже около полугода нет эмоций и чувств . Я не радуюсь, не грущу, не злюсь, не волнуюсь. Но я стараюсь постоянно шутить и находиться с кем-то, иначе погружаюсь в свои мысли, и тогда мне становится плохо. Иногда вообще понимаю, что жить без чувств и эмоций вообще бессмысленно. Что мне делать? Надеюсь, что вы сможете помочь мне. Заранее благодарна

Здравствуйте, Лариса!

Из того, что Вы пишите:

я стараюсь постоянно шутить и находиться с кем-то, иначе погружаюсь в свои мысли, и тогда мне становится плохо

Можно сделать вывод, что Вам плохо встречаться и находиться с самой собой.
Нужно найти этому причину, почему Вам с собой плохо. Те мысли, в которые Вы погружаетесь, Вас не радуют. А значит, не радует и то, что происходит в Вашей жизни сейчас. Возможно, недавно случились какие-то важные неприятные события. Отсутствие каких бы то ни было событий вообще и "эмоциональное болото" также может стать причиной того, что Вас что-то гнетет.

Депрессия - опасное состояние, как-будто "туман", когда человек может не видеть выхода, даже если он совсем рядом.
Важно выяснить, какие конкретно мысли Вас посещают, когда Вы наедине с собой. Что говорят эти мысли? Возможно, в этом и будет подсказка для того, чтобы это состояние изменить, что-то привнести в свою жизнь. Важно, чтобы Вы получили поддержку на этот период. Лучше, если это будет поддержка специалиста, психолога, который сможет интерпретировать Ваши мысли и предложить варианты решений, из которого Вы выберете для себя самый подходящий. Обращайтесь, буду рада помочь Вам! [email protected]

С уважением,
психолог Ирина Шашкова

Здравствуйте, Лариса!

Отсутствие чувств и эмоций - это часто защитная реакция психики. Вероятно, чувства и эмоции были настолько болезненными, что неосознанно Вы решили "заблокировать" вообще все чувства. Невозможно отключить только негативные переживания - отключаются все эмоции разом.

Вы пишете, что такое состояние у Вас в течение полугода. Ключ к возвращению эмоций - в том, что вызвало их подавление. Что происходило в Вашей жизни в тот период? Что могло вызвать Ваше неосознаваемое решение "не чувствовать вообще ничего"?

Детальное вспоминание жизненных событий, которые спровоцировали Ваши сложности - это первый шаг. Сначала Вы вспоминаете, что происходило, а потом - что Вы чувствовали и какие мысли приходили к Вам в голову. Подумайте, какие внутренние выводы Вы могли сделать из тех событий или ситуаций.

Если Вы почувствуете, что как будто что-то закрывает Вам доступ к тем воспоминаниям, Вы можете обратиться к психологу. Специалист поможет Вам понять смысл Ваших психологических защит, они перестанут быть необходимыми, и Вы сможете начать работу уже непосредственно с тем, что "отключило" Ваши чувства и эмоции.

Психолог Галина Ураева