Методика нлп в психологии. Что такое нлп - простыми словами




Взаимодействие речевых механизмов и психики человека – одно из тех направлений, которое разрабатывает НЛП – раздел психотерапии под названием «нейролингвистическое программирование ». Будучи разновидностью суггестивного воздействия (через внушение), НЛП полностью сосредотачивается на вербальных формулировках, способствующих изменению человеческого поведения. Каким образом это реализуется, попробуем разобраться.

Основы НЛП

Нейролингвистическое программирование как технология воздействия стремиться установить связь индивида с собственным подсознанием. Обладая богатыми скрытыми ресурсами психики, каждый человек должен уметь их использовать.

Доступ к невидимым ресурсам проводится путем их извлечения из подсознания и доставки в сознательную часть психики. Существует и обратный механизм: в сферу бессознательного закладываются стереотипы восприятия окружающего мира (мировоззренческие установки, информация), способствующие п озитивным для психики изменениям поведения человека.

Высшая нервная деятельность человека, в том числе психика, работает на основе процесса усвоения информации, который, исходя из НЛП-подхода, разделяется на ряд подсистем:

  • восприятие данных (локализуется через репрезентативные системы);
  • обработка данных (локализуется в сознании);
  • хранение данных (локализуется в подсознании).

Приверженцы и последователи НЛП-подхода также делают акцент на определенных принципах , способствующих эффективности человека как личности:

  1. Согласованность (раппорт): должна существовать как с самим собой, так и с окружающим миром. Конструктивнее не пытаться изменить что-либо/кого-либо, а признать факт существования того или иного явления «как есть».
  2. Ясность представлений (результат): касается результативности чего-либо (ситуации, процесса, достижений) – она должна обладать четкостью, пониматься однозначно и быть предметной (представленной в сознании).
  3. Открытость и внимательность (чувствительность): относится к процессу достижения результата – лишь сосредоточенность и внимание к своим чувствам, которые должны быть открытыми, покажет, есть ли движение к поставленной цели.
  4. Пластичность в подходах (гибкость): связана с умением удачно изменять свои действия до момента достижения желаемого.

Репрезентативные системы

Основные приемы, используемые НЛП для воздействия на человека, основываются на знаниях про особенности сенсорных каналов восприятия информации индивидом.

Три основные категории (модальности ) репрезентативных систем отображают ведущий канал внешней информации, на который в первую очередь обращает внимание человек:

  • на визуальную (визуалы) – центральными в восприятии являются зрительные ощущения;
  • на аудиальную (аудиалы) – центральными в ходе восприятия являются слуховые ощущения;
  • на кинестетическую (кинестетики) – центральными во время восприятия являются тактильные ощущения.

Любой человек обладает всеми описанными модальностями восприятия, но по максимуму обычно используется одна – это и есть основная модальность (репрезентативная система).

Основной (предпочтительный) канал восприятия информации формируется у индивида в ходе его развития.

Обычно на данное формирование влияет целый комплекс факторов:

  • от естественных, природных (особенности и свойства объектов внешнего мира),
  • до социально-культурных (социальная, интеллектуальная, культурная среда, в которой происходит формирование индивида как личности).

«Секреты» аббревиатуры Н-, Л-, П-

С методологической точки зрения «нейро » Н- представляет собой обусловленность всех процессов (связанных с поведением, множеством действий индивида) набором неврологических механизмов, протекающих в головном мозге и во всем теле человека.

«Лингвистическое » Л- подчеркивает значение вербальных функций: через язык нам удается организовывать, упорядочивать наши действия и мысли, а еще – вступать во взаимодействие с окружающими людьми.

«Программирование » П- указывает на существование определенных программ и способов действия, которые помогают человеку упорядочивать (организовывать) свою психику (себя самого) с целью достижения требуемого результата.

Целью НЛП является рассмотрение вопроса, как именно нужно строить и организовывать свой опыт, что на него влияет и каким образом им можно управлять. Освоение обновленного опыта выглядит для человека как процесс получения нового образования – переобучение мозга.

Техники и методы воздействия

Методы воздействия на человека посредством НЛП имеет целью задействовать потенциал скрытых возможностей человека через формирование тех программ и способов действия, которые позволяют добиться надлежащего результата. Речь идет как о самовоздействии, так и о воздействии на психику другого индивида (пациента, партнера по общению и пр.).

Из наиболее известных техник, практики в области НЛП упоминают следующие:


В НЛП также разработаны техники манипулирования людьми, направленные исключительно на изменение поведения окружающих людей на желательное:

  • техника «требуй большего »: нужно сосредоточиться на результате, намного большем, чем требуется человеку – такая «неадекватность» заставит оппонента отказать просителю, зато потом можно требовать и добиться выполнения уже реалистических целей (проявится стремление избежать негатива от отказа в выполнении просьбы);
  • техника лести : широко знакома и используется многими, позитивными словами и похвалой (даже безосновательной) можно добиться безусловного и некритического отношения к себе – хотя здесь важно не «перегнуть палку» (не применять откровенную ложь);
  • техника перефразирования : вроде бы пересказывается мысль собеседника, но в слова вкладывается иной смысл, необходимый для манипулирующего индивида (так осуществляется психологический прессинг).

НЛП как подход, способствующий упорядочиванию своей личности (психики), не говорит о том, что «правильно/неправильно», а скорее ориентирует индивида на «экологичность» как черту характера – на то, что наиболее ему присуще и не нарушает гармонию самого человека. Также, помогает избежать того, что «неэкологично».

Видео:

Развитие современной практической психологии заставляет людей задумываться над тем, какие методики могут оказаться полезными в повседневной жизни. Одна из них - нейролингвистическое программирование. Как научиться этой популярной технологии, чтобы достигать высот и завязывать правильные знакомства, хотят знать многие. Для начала важно разобраться, что такое НЛП, и как оно работает.

НЛП поможет достичь успеха в жизни

Суть нейролингвистического программирования

НЛП - одна из областей практической психологии. Она ставит перед собой задачу разработки техник прикладного характера, моделирующих приемов для их последующего использования в обычной жизни. В качестве основы нейролингвистическое программирование использует положительный опыт специалистов в различных областях психологии.

На текущий момент времени для разработки методов НЛП используются материалы следующих сфер науки:

  1. психотерапия;
  2. гипноз;
  3. лингвистика;
  4. психоанализ;
  5. гештальтпсихология.

Нейролингвистическое программирование перерабатывает модели поведения, приемы жизни успешных людей и научные заключения, делая их общедоступными. С помощью этой современной и постоянно развивающейся области методы практической психологии можно самостоятельно применять в повседневности.

Всем тем, кого интересует непосредственное изучение НЛП, стоит помнить, что эта область не является наукой. Также важным фактом является то, что создатели этого направления не ставили перед собой цели создать научную теорию в классическом ее понимании. Их приоритетом был поиск техник, которыми может воспользоваться каждый. И этого они добились, раскрывая сложные и непонятные для начинающих людей техники, получившие известность в психологии.

Сферы применения НЛП

История развития методики

Формирование и становление этой области началось в 60-х годах XX века. Совместную работу начали несколько специалистов из Калифорнийского университета.

Над работами и исследованиями известных психологов трудились:

  1. Грегори Бейтсон;
  2. Джон Гриндер;
  3. Фрэнк Пьюселик;
  4. Ричард Бендлер.

В основу исследования этих людей вошли работы из таких областей, как семейная терапия, эриксоновский гипноз и гештальт-терапия. В 1975 году их изучение дало свои результаты. Они были опубликованы в том же году. Буквально через год вышла вторая книга этой группы специалистов. Она содержала в себе расширенные материалы прошлых исследований.

Также была выпущена книга, написанная в соавторстве с Вирджинией Сатир – известным в области семейной терапии специалистом.

В результате проведенной исследовательской работы была сформирована метамодель, которую используют многие уроки, курсы и тренинги. Также эта созданная модель стала фундаментом для многих последующих исследований. Эти работы сформировали отдельную область, которую называют нейролингвистическим программированием.

Области применения

Обучение методикам такого программирования подразумевает под собой научение человека пониманию, воздействию на себя и на окружение с той же эффективностью, как у опытных мастеров коммуникативных техник и психотерапевтов. Это обуславливает широчайший спектр применения тех навыков, которые развивает правильное обучение и постоянная практика.

На текущий момент времени можно выделить следующие области деятельности людей, в которых развиваемые навыки и умения окажутся чрезвычайно полезными:

  1. писательство и журналистика;
  2. ораторское мастерство;
  3. юриспруденция;
  4. менеджмент и управление;
  5. продажи;
  6. актерское мастерство;
  7. образование;
  8. управление временем;
  9. психотерапия.

Упражнения в этой области способствуют тому, что человек развивает коммуникативные навыки, применимые в любой жизненной ситуации. Также изучение НЛП помогает в личностном развитии. Обучение и последующая практика позволяют научиться корректно понимать свое эмоциональное состояние, формировать поведенческую гибкость и разностороннее восприятие мира. С помощью более продвинутых техник можно перебороть фобии, устранить психологические травмы, поддерживать работоспособность на высоком уровне и сохранить хорошую психическую форму.

В чем поможет теория и практика НЛП

Возможные способы обучения

Как утверждают основные постулаты, каждый желающий способен собственными силами научиться всем навыкам и техникам, которые использует нейролингвистическое программирование. Сделать это можно несколькими способами.

Достаточно часто можно встретить объявления от центров, проводящих специальные обучающие тренинги. Практически всегда они предлагают три варианта обучающего курса, а именно:

  1. Курс практик: освещает главные вопросы, объясняет основные навыки и помогает научиться применять их на практике;
  2. Мастер-курс предлагает более глубокое изучение методик, техник и навыков;
  3. Курс тренера: полное изучение теории, практическое применение навыков работы с аудиторией и обучение методикам программирования других людей.

Однако часто люди сталкиваются с тем, что подобные НЛП-тренинги достаточно дорого стоят, а длительность обучения составляет несколько недель. Это может остановить человека. Но на текущий момент времени посещение очных курсов не является единственной возможностью научиться контролировать свое состояние и моделировать свою жизнь.

Эффективным средством обучения может быть специальная литература, которой выпущено достаточно много. Также можно использовать уроки для самостоятельного изучения.

Книги по НЛП для новичков

Прежде чем штудировать книги, стоит четко определиться, для какой цели нужно изучение методики. Как уже оговаривалось, применение его методик полезно во многих сферах человеческой деятельности. Поэтому определение основной цели – первый шаг, с которого необходимо начать свой путь к познанию новых навыков.

Новичкам лучше всего начать свое познание с литературы, признанной лучшей в плане применения навыков программирования в конкретной области. Выбирая литературу для себя, стоит делать свой выбор вдумчиво, взвешенно и тщательно.

Управление

Искусство править и управлять всегда отличалось динамикой и требовательностью. Поэтому в современном мире просто не обойтись без знания и умения применять навыки этого программирования.

Для работы над своими управленческими способностями начинающему человеку окажутся полезными следующие работы:

  1. Р. Дилстс. «Моделирование с помощью НЛП», простое и понятное объяснение принципа этой области в психологии.
  2. А. Плигин «Как призрак неудачи превратить в аромат жизненного успеха»: опыт одного из консультантов, рассказывающий реальные истории реальных людей.
  3. А. Любимов «НЛП. Мастерство коммуникации»: автор затрагивает в книге проблемы взаимопонимания между людьми, говорит о необходимости уметь общаться.

После того как в этой литературе все станет понятно, а навыки начнут применяться как бы сами по себе, можно переходить к изучению более сложных источников информации. Не зря же говорят, что нет предела совершенству.

Книги по НЛП для начинающих

Область самопознания

Полученные навыки сложнее всего применить в отношении самого себя. Благодаря кропотливой работе и самосовершенствованию можно достичь уровня полного контроля над своим эмоциональным состоянием и настроением.

Познать и принять все стороны своего характера помогут следующие литературные источники:

  1. Р. Бендлер, Д. Гриндер «Используйте свой мозг для изменения»: книга содержит в себе новые прогрессивные методики, с помощью которых оказывается возможным изменить свое сознание собственными силами;
  2. Р. Бендлер, Д. Гриндер «Черепахи до самого низа»: с помощью этой книги и описанных в ней нестандартных способов у человека появляется возможность раскрыть свои гениальные способности и развить их.

Используя эту литературу как самоучитель, стоит помнить о том, что изучение теории не принесет в жизнь человека кардинальных изменений по мановению волшебной палочки. Практическое применение усвоенной информации является ключом к достижению успеха в самопознании и самосовершенствовании.

Продажи

Продавцы, у которых есть опыт работы, знают, что можно увеличить объемы продаж, используя особые хитрости и навыки в работе с клиентами. С помощью этого программирования можно получить способы, помогающие разрабатывать отношения с клиентами на основе взаимной выгоды и создать мотивирующую почву для приобретения определенного товара.

Тем, кто только начинает свой путь познания в этой области, рекомендуется поработать с книгой «Рефрейминг», написанной Р. Бендлером и Д. Гриндером.

Применяя эту книгу как руководство, можно развить навык влияния на определенную часть подсознания. Использовать его впоследствии можно не только в продажах, но и в других жизненных ситуациях.

Продвижение по карьерной лестнице

В современном мире уже недостаточно просто хорошо знать свои обязанности и так же их выполнять. Работник, который может продвинуться вверх по карьерной лестнице, обязан быть коммуникабельным, универсальным и должен уметь оказывать свое мотивационное влияние на организационный процесс в коллективе и рекламировать себя.

Знание основных навыков, предлагаемых программированием нейролингвистическим, и умение их применять на практике предоставляют особое преимущество по отношению к остальным сотрудникам. Сформировать базу можно на материале следующих книг:

  1. Р. Бендлер, Д. Гриндер «Из лягушек в принцы». Эта книга признана лучшей для тех, кто только начал свое изучение этой современной и постоянно развивающейся области психологии. Авторы книги рассматривают множество состояний человека и описывают способы воздействия на них.
  2. Г. Олдер, Б. Хэзер «NLP. Полное практическое руководство». С помощью жизненных ситуаций, используемых в качестве примера, авторы книги позволяют читателю подробно познакомиться с человеческой психикой.

Изучив информацию, человек способен сделать ряд полезных для себя выводов. А на их основании работать над изменением самого себя и окружающей жизни.

Знание методик НЛП поможет в продвижении по карьерной лестнице

Онлайн-уроки

Помимо штудирования книг и посещения тренинг-центров, есть общедоступные средства изучения NLP. Для их использования требуется всего лишь желание самого человека, доступ к интернету и устройство, с которого можно просматривать интересующие страницы.

Подобные уроки содержат в себе теоретические сведения по основам этого программирования. Такой же материал отрабатывают во время тренингов начального уровня.

Кроме того, в таких уроках содержатся специальные упражнения, которые позволяют закрепить полученные знания и сделать первый шаг к правильному применению изученного.

Также разработчики подобных онлайн-курсов предлагают своим пользователям дополнительные материалы, которые выходят за рамки курса уроков, но могут оказаться полезными людям, которых заинтересовала эта практика. Это связано с широким применением знаний и навыков, а также с постоянным увеличением методов, взглядов и подходов к нейролингвистическому программированию.

Заключение

В 2018 году для того, чтобы понять свое эмоциональное состояние и изменить его получения выгоды, вовсе не обязательно записываться к психотерапевту и проходить долгие и порой мучительные курсы терапии. Практическая психология, которая активно развивается, предлагает свои методы преодоления таких ситуаций, которые под силу каждому человеку. Как показывает практика, доступность методик и литературы в данной области позволяет начать свой путь к самосовершенствованию и изменению своей жизни тогда, когда это необходимо.

И сформированные еще в детстве установки очень живучи. К тому же часто человек просто не знает, что и как надо исправить, чтобы изменить жизнь к лучшему.

Мечта об управлении собственным сознанием и отношением к миру воплотилась в разработке различных психологических и психотерапевтических практик. Одной из самых популярных из них в настоящее время является НЛП – нейролингвистическое программирование.

Первые разработки в этой области появились в 60-70-х годах прошлого века. Основоположниками НЛП считаются американский лингвист Джон Гриндер и американский психолог Ричард Бэндлер. Создавая теоретическую основу нейролингвистического программирования, они исходили из следующего положения: вся информация, получаемая нами из окружающего мира, преобразуется при помощи логических и лингвистических (языковых) механизмов. И происходит это еще до осмысления данных, полученных нами от органов чувств. Поэтому человек имеет дело не с объективной реальностью, а со своими субъективными представлениями об этой реальности. Следовательно, и изменение человека и его жизни возможны только через изменение этих представлений при помощи нейролингвистических механизмов и формирования моделей сознания.

НЛП изначально не являлось самостоятельным направлением или школой в психологии, как, например, гуманистическая психология или психоанализ. Его разработчики использовали техники и вербальные приемы представителей трех психотерапевтических направлений: эриксоновского гипноза М. Эриксона, семейной терапии В. Сатир и гештальтпсихологии Ф. Пёрлза.

В настоящее время у НЛП много как последователей, так и критиков. Осторожное отношение классических психологов к нейролингвистическому программированию привело к тому, что эта система методик редко применяется в психотерапии, зато широко используется в различных тренингах по профессиональной подготовке персонала, особенно менеджеров по рекламе и по продажам.

НЛП – что это за методика

Как уже было отмечено, отношение к НЛП противоречивое: наряду с восторженными отзывами немало и скептических, а некоторые психологи вообще считают нейролингвистическое программирование чуть ли не шарлатанством, а не связанные с психологией обыватели часто отождествляют техники НЛП с фокусами экстрасенсов или зомбированием (ну, раз это программирование).

Однако НЛП признано официально как направление практической психологии, а скептицизм зачастую связан со спецификой приемов и техник, которые используют силу слова.

В чем суть методики НЛП

Нейролингвистическое программирование основано на следующих объективных законах человеческой психики и особенностях поведения людей:

  • Человеческое сознание – это продукт взаимодействия индивида со средой, когда внешние воздействия преобразуются, трансформируются в психические процессы.
  • Важную роль в формировании стереотипов сознания и основанных на них моделей поведения играет язык, точнее, речевые или лингвистические формулы.
  • Анализируя свой опыт и опыт других людей, добившихся успеха, человек с помощью речевых формул способен программировать свое отношение к миру и свое поведение.
  • Для успешного управления жизнью и поведением необходимы специально разработанные стратегии и лингвистические модели. Разработка их – задача практикующего психолога – специалиста НЛП.

Как вы уже, думаю, поняли, ничего сверхъестественного или паранормального в нейролингвистическом программировании нет. Сила человеческого слова и самоубеждения давно известны, так же как и один из основополагающих принципов НЛП: «Если не можешь изменить ситуацию, то измени отношение к ней». Однако кажущаяся простота практик нейролингвистического программирования приводит к тому, что им начинают заниматься плохо подготовленные люди, не знающие базовых основ психологии. Попытки этих горе-специалистов изобрести собственные методики, которые не приносят желаемого результата – одна из причин скептического отношения к НЛП.

Аудиалы, визуалы и кинестетики: три подхода к воздействию в НЛП

Люди по-разному воспринимают и обрабатывают информацию в зависимости от того, какой канал восприятия у них доминирует: зрительный, кинестетический или слуховой. Да и характер этой информации разный. Доминирование одного канала или репрезентативной системы приводит к «фильтрованию» данных органов чувств, то есть то, что слышат одни, могут не видеть и не чувствовать другие. Поэтому важное условие эффективности практик НЛП – ориентация на доминирующий канал и, соответственно, на психологические особенности кинестетиков, визуалов и аудиалов.

Это же стоит учитывать людям, которые хотели бы использовать приемы нейролингвистического программирования для управления собственной жизнью. Определить, какая репрезентативная система доминирует у человека, можно по особенностям его поведения и речи.

  • Визуалы ориентированы на зрительные образы, для них имеет большое значение форма, размер и цвет предметов. Для этих людей важна упорядоченность вещей, гармония окружающего пространства, поэтому их раздражают, например, не на месте валяющаяся одежда, книга, не стоящая на полке в шкафу, а лежащая на диване, а асимметричность логотипа фирмы может заставить их отказаться от покупки. Реальность они описывают в визуальных терминах, в их речи присутствует много слов, связанных со зрением: «посмотрите», «видите». Они «смутно понимают», «ясно представляют», «видят перспективы», а достижения у них «зримые».
  • Кинестетики – люди, живущие ощущениями тела. Для них важно тактильное восприятие, чувство движения, скорость автомобиля или комфорт мягкого дивана. Они придают значение не цвету, а удобству вещей. Поэтому ничто их не раздражает сильнее, чем тугой воротничок или крошки печенья в постели. Надежность делового партнера они оценивают по пожатию руки или по запаху парфюма. Так как мышление кинестетиков ориентировано на телесные ощущения, то и в речи у них много соответствующих слов и вербальных формул: «почувствуйте», «такое ощущение, что…», «мягкий», «грубый», «трогательный», «твердый взгляд», «жесткое решение», «неудобное положение».
  • Аудиалы воспринимают мир как сочетание звуков. Они и информацию лучше запоминают на слух. Для них важен тембр голоса собеседника, они предпочитают общение с деловыми партнерами по мобильному телефону или по скайпу. В речи аудиалы часто употребляют слова и фразы, связанные со слуховым восприятием: «послушайте», «это как-то не звучит», «шумный», «тихий», «звонкий»; они ждут «объяснения», которое часто им «ни о чем не говорит», а сами «берут слово».

Техники НЛП

В настоящее время существует множество разнообразных техник НЛП. Их преимущество в том, что, в отличие от других направлений психотерапии, методы нейролингвистического программирования можно применять самостоятельно и почувствовать их эффективность на себе. Для этого достаточно небольшого обучающего семинара у специалиста или даже подробной инструкции. Есть, конечно, приемы разной степени сложности, но здесь мы познакомимся с наиболее доступными и популярными.

Техника «якоря»

В жизни каждого из нас есть ситуации, которые являются знаковыми, так как оказали на нашу жизнь серьезное влияние. Они могут быть связаны и с отрицательными , но нас в данном случае интересуют только позитивные, те, что вызывают воспоминания об ощущении блаженства, незамутненного счастья.

Образы таких наполненных счастьем ситуаций вспоминаются спонтанно, но этот процесс можно сделать осознанным и организованным. Для подобной цели и служит «якорь». Выбрав наиболее привлекательную ситуацию, которая есть в памяти (встреча с любимым, сочетание ощущения свободы, теплого солнца и ласкового моря и т. д.), нужно связать ее с конкретным действием. Это может быть хлопок в ладоши, щелчок пальцами, потирание мочки уха и т. д. Эта связь и будет «якорем». В качестве «якоря» можно использовать и какой-то материальный предмет: брелок для ключей, кольцо на пальце, сувенир или талисман. А если этот предмет изначально связан с выбранной ситуацией, еще лучше.

Связь воспоминания с «якорем» нужно закрепить, мысленно повторяя про себя несколько раз. Это приведет к выработке условного рефлекса, который можно «включать» в любое время, достаточно совершить действие или посмотреть на выбранный в качестве «якоря» предмет.

Та ситуация, на которую мы поставили «якорь», называется «ресурсной» - из нее мы будем черпать позитивное настроение, силы и заряжаться положительной энергией в любое время. Техника «якоря» очень помогает в , когда нужно решать сложные проблемы или когда кажется, что ничего позитивного вокруг нас не происходит.

SMART – техника постановки целей

Одна из главных проблем многих современных людей – размытость целей или вообще отсутствие четкого представления о них. Поэтому эти люди, ни о чем не задумываясь, как бы плывут по течению и очень удивляются, когда их выносит на камни проблем и неприятностей.

Цель – это необходимый ориентир для движения вперед, да и вообще для любого движения. Поэтому очень важно научиться ставить правильные цели, чему посвящена одна из техник нейролингвистического программирования – SMART. Это аббревиатура 5 правил, которым нужно следовать при постановке цели.

  • S – specific – точность и конкретность. Намечая цель, точно и в деталях обозначайте конкретный результат, которого вы хотите достигнуть. Так, «хочу быть богатым» - это слишком размытая и нечеткая цель, поэтому она не способна стимулировать вашу активность. А вот «хочу заработать на покупку новой квартиры» - уже более конкретно.
  • M – measurable – измеримость. Четко представляйте, сколько времени и какие ресурсы потребуются для достижения цели.
  • A – attainable - достижимость и реалистичность. Отдавайте себе отчет в возможности достижения цели и не стремитесь к заведомо невозможному. Это приведет вас только к разочарованиям и утрате веры в себя.
  • R – relevant – важность, значимость и соответствие вашим требованиям. Цель должна быть значима для вас, и ее достижение должно качественно поменять что-то в вашей жизни или в вас самих.
  • T – time-bounded – временное ограничение. Установите жесткие сроки достижения желаемого. Цель, теряющаяся в далекой туманной перспективе, никогда не будет стимулом к активности.

Следуя этим правилам, вы сможете не только научиться ставить значимые для вас цели, но и достигнуть их и реализовать свои мечты.

Рефрейминг

Согласно теории НЛП, для человека важна не только и не столько объективная реальность, сколько собственное отношение к ней. Именно восприятие и оценка ситуации формируют поведение и определяют наше эмоциональное состояние. Если мы расстроились из-за поступка близкого человека, то дело не в нем и не в самом поступке, а в нашем отношении к этому. Эмоциональная оценка – это своеобразная рамка, в которую мы вставляем события реальности. Достаточно изменить рамку, и реальность будет восприниматься уже по-другому.

В этом суть техники рефрейминга. Frame – это «рамка», а рефрейминг – это смена рамки. С помощью рефрейминга можно не только изменить свое отношение к тому, что случилось, но и избавиться от шаблонов мышления, которые оказывают травмирующее действие на нас.

Рефрейминг контекста

С точки зрения НЛП, изменение восприятия ситуации возможно с помощью вербальных формул, по-другому описывающих событие. Это так называемый рефрейминг контекста, ставший популярным в последнее время. Кстати, это совсем не новое изобретение. Пример рефрейминга контекста мы можем найти в басне слепого древнегреческого сказителя Эзопа, переведенной И. А. Крыловым. Басня называется «Лисица и виноград». Лиса, которая как ни прыгала, так и не смогла достать гроздь винограда, заявляет, что он еще зелен, поэтому не стоит и расстраиваться.

А вот еще пример «народного» рефрейминга. Когда невеста перед свадьбой сбегает с другим мужчиной, это, конечно, очень неприятная ситуация. Но народная мудрость словами известной песни учит: «Если невеста уходит к другому, то не известно, кому повезло». Согласитесь, восприятие ситуации от этого в корне меняется.

Иногда для изменения оценки события, своего поведения достаточно лишь немного поменять фразу, описывающую событие. Вот, например, 3 варианта вербальных формул, по сути, с одним и тем же смыслом, но как они по-разному влияют на эмоциональное состояние и отношение к ситуации:

  1. «Я хочу достичь результата, но у меня есть проблемы».
  2. «Я хочу достичь результата, хоть у меня есть проблемы».
  3. «Я хочу достичь результата, несмотря на то что у меня есть проблемы».

Наряду с рефреймингом контекста есть и другие виды рефрейминга: рефрейминг содержания, рефрейминг результата. Но одним из самых сложных считается рефрейминг «шести шагов», который появился самым первым из всех видов этой техники.

Рефрейминг «шести шагов»

Его цель – изменение нежелательного шаблона поведения или привычки, которые в НЛП называются паттернами. Состоит этот вид рефрейминга из 6 этапов или шагов:

  • 1 этап. Определитесь с проблемой, то есть уточните для себя, что конкретно вас не устраивает в вашем поведении.
  • 2 этап. Обозначьте эту вашу черту или стереотип поведение каким-то символом, цветом, буквой, то есть создайте визуальный образ и четко закрепите в сознании связь его и нежелательного паттерна. Представьте этот образ частью себя и почувствуйте свое отношение к нему.
  • 3 этап. Почему вы следуете этому шаблону поведения? За этим должна быть какая-то позитивная причина или намерение. Выявите их и четко осознайте сущность этих намерений.
  • 4 этап. Придумайте набор альтернативных форм поведения, которые также удовлетворяют позитивному намерению и смогут без ущерба для вас заменить нежелательный паттерн.
  • 5 этап. Обратитесь к своему подсознанию с пожеланием замены ненужного стереотипа одним из альтернативных вариантов поведения.
  • 6 этап. Проверьте, все ли части вашего «Я» согласны с предложенным альтернативным вариантом. Этот последний этап называется «Экологическая проверка».

Общение с частями своего Я, со своим подсознанием, обращение к ним с просьбой или с благодарностью на первый взгляд кажется странным. Однако, в соответствии с теорией НЛП и психологией в целом, мы не всегда отдаем себе отчет в деятельности разных сфер и уровней сознания и подсознания, и уж тем более не всегда их контролируем. Поэтому установление контакта с этими областями нашей психики не только полезно, но и необходимо, чтобы научиться управлять своей жизнью.

Использование вербального воздействия в НЛП побуждает последователей этого направления не только развивать речевые навыки, но и очень серьезно и внимательно относиться к собственной речи, в том числе к внутренней, к тем формулировкам, которые мы используем. Ведь недаром говорится: «Как корабль назовешь, так он и поплывет».

<….Я учу процессам НЛП участников национальных конференций по психотерапии уже много лет, а наблюдаю за всеми демонстрациями работ других психотерапевтов, насколько это возможно, особенно, когда они хотят действительно продемонстрировать то, что они делают. Практически во всех случаях, та работа, которую я могу сделать с помощью НЛП, - намного превосходит другие подходы и гораздо целостнее их. Поскольку область знаний НЛП продолжает развиваться и обретать новые различия, мы способны делать с каждым годом все больше.>

Стив Андреас

Вопрос «Что такое НЛП?» немного похож на вопрос «Что такое физика?», поскольку существует множество разных ответов на него.

Один ответ состоит в том, что НЛП способно выполнить то, что было обещано при зарождении психологии сто лет назад, но так и не выполнено - практический способ понять наше мышление и наше поведение, который может быть использован для совершения быстрых и полезных изменений в наших жизнях.

Другой ответ состоит в том, что НЛП изучает структуру субъективного опыта, внутреннюю работу наших разумов, и то, как использовать это знание для увеличения числа наших выборов. Обычно, многое из этой структуры находится в бессознательном, или предсознании. Однако, многое из этой структуры также может стать осознаваемым, может быть изменено и затем стать бессознательным и автоматическим снова.

Кто-то описывал НЛП как «когнитивно-бихевиоральную терапию на стероидах», поскольку, имея в основе схожую направленность, НЛП делает гораздо более точные различия и включает в себя много специфических процессов, принципов и пресуппозиций, которые производят изменение куда быстрее.

Есть и другое описание: НЛП это коллекция методов для достижения определенных личных результатов вместе с общим пониманием как они все работают, которое может быть использовано для разработки новых методов.

НЛП иногда описывают как прагматическую методологию моделирования человеческого превосходства, которую можно применять в любом контексте, который включает по меньшей мере одного человека. После моделирования, каждый может изучить модель для того, чтобы изучить навык, это некий образчик затасканного термина «ускоренное обучение».

Кто-то подметил, что «человеческий мозг - единственный самоподдерживающийся многоцелевой компьютер, который может произведен неквалифицированным трудом». Также, это единственный компьютер, который только частично может быть запрограммирован на фабрике и в комплекте с которым не идет руководство. Мозг ребенка не имеет тех программ, которые есть у нас, взрослых, и не существует инструкций к его операционной системе или способу их программирования.

Несмотря на то, что есть расхождение во мнениях о том, какого типа компьютером является мозг, ясно, что на входе мы принимаем информацию через органы пяти чувств, обрабатываем их множеством различных способов, используя наши способности вспоминания, прогнозирования, связывания различного рода опыта, и делая обобщения из них, и затем на выходе мы имеем поведение и реакции. Поведение или реакции на выходе могут становиться дополнительным материалом на входе, который затем будет обработан, и бесконечный кибернетический процесс.

Поскольку у нас нет руководства пользователя - и клавиатуры - в основном, каждому из нас приходится программировать себя самому, с некоторой помощью родителей и других людей. Несмотря на лучшие усилия наших родителей, многое из такого программирования было случайным и хаотичным, и зачастую являлось результатом случайных событий, некоторые из которых были поддерживающими, а некоторые - травматическими. Многое из того, как мы запрограммированы, работает достаточно неплохо, в то же время некоторые части обычно не работают ни на грамм хорошо.

Итак, следующее определение НЛП состоит в том, что это руководство по использованию человеческого мозга, «программное обеспечение для нервной системы человека», которое может быть использовано, чтобы перепрограммировать себя, когда мы не удовлетворены нашими реакциями.

Три разных аспекта любой области знаний.

Мы можем использовать такую область знаний и исследований, как физика, в качестве образца для понимания различных аспектов НЛП. Физику можно разделить на три разных уровня:

1. Практическая технология , посвященная конкретному применению науки в реальном мире, от строения мостов, устройства сотовых телефонов и космических аппаратов, до определения свойств атомов, вирусов и жизни в целом - включая все, что находится между двумя этими полюсами. Эта технология имеет форму рецепта, рассказывает нам, что нужно сделать для того, чтобы достичь определенных целей или результатов, так же, как рецепт приготовления торта является надежным способом получить этот торт. Как сказал Пол Валери, «Термином наука не нужно называть ничего, кроме собрания тех рецептов, которые всегда успешно работают. Все остальное - литература.»

2. Методология или теория, набор понятий, который направляет дальнейшее развитие и использование этой технологии. Методология включает в себя все идеи, которые у нас есть по поводу технологии, и то, как они, по нашему мнению, связаны. Как сказал Эйнштейн, «Нет ничего настолько практичного, как хорошая теория.»

Основной принцип - определенный множеством психологических экспериментов - мы не можем знать объективной реальности, у нас есть только «карта» реальности, сформированная нашими органами чувств. Этот принцип был сформулирован Альфредом Коржибским в книге Наука и психическое здоровье : «Карта - не территория.» В нашей карте всегда будут пробелы, ошибки и опущения. Карта может быть очень полезной и практичной, но она никогда не будет полностью соответствовать реальности, которую она пытается описывать. Если бы она полностью соответствовала, она была бы настолько полной, сложной и приводящей в замешательство, что она не была бы уже полезна как карта.

3. Эпистемология, как мы знаем то, что мы знаем; способ, с помощью которого решаем, какие свидетельства использовать для определения истинности когда мы проверяем и технологию, и методологию. В основе эпистемологии физики лежат научные эксперименты: проверка наших прогнозов и результатов всеми способами, которыми мы можем, используя столько элементов управления, сколько мы можем использовать. Эта проверка и отличает науку от догадок, откровений и предрассудков.

Три разных аспекта НЛП.

1. Технология

Как и в физике, в НЛП тоже есть большое число различных паттернов, рецептов и инструкций, которые могут быть использованы для того, чтобы помогать людям получать конкретные результаты. Это делается путем изменения нашего опыта - в нашем восприятии, нашем мышлении, наших действиях и наших чувственных реакциях на события.

Применение в образовании включает обучение людей правописанию, стратегиям быстрого освоения иностранного языка, запоминания и припоминания фактов и правил, пребывания в позитивном состоянии для легкого обучения и способы трансформации «неспособностей к обучению» в эффективное мышление и обучение, и т.д.

Применение в психотерапии включает способы трансформации неприятных ощущений, изменение нежелательных привычек, таких как курение, переедание, кусание ногтей, излечение фобий, страхов, беспокойств, разрешение от горя, стыда, вины и других внутренних конфликтов, устранение аддикций, навязчивого поведения, ПТСР и др.

Применение в коммуникации включает в себя знание как использовать язык - как первичный смысл слов, так и скрытый, как в эксплицитном виде, так и в метафорическом - чтобы складывать информацию в последовательности и комбинировать ее для быстрого изучения, точной передачи этих знаний другим людям, как развивать раппорт, как вести переговоры и разрешать конфликты, как становиться близким к людям тогда, когда вы этого хотите, как устанавливать эффективные границы и т.д.

Применение в спорте включает в себя способы мотивации для того, чтобы придерживаться программы тренировок, полностью концентрироваться на исполнении и игнорировать отвлекающие факторы, как достигать превосходства в любом виде спорта, как использовать те же самые мыслительные и двигательные стратегии, которые используют звезды атлетики для достижения успеха, и т.д.

Применение в бизнесе и организациях включает в себя способы разработки новых творческих альтернатив поведения для разрешения проблем, разработки удовлетворяющих решений и детальных планов для воплощения их, как достигать цели на собраниях, как определять и выбирать потенциальных служащих и партнеров, у которых есть навыки, необходимые для команды, как согласовывать результаты, как управлять в том стиле, который подходит вашей компании и подчиненным и т.д.

2. Методология

НЛП имеет связный набор идей и понятий, который может быть использован для широкого применения технологии.

Модальности

В НЛП базовым понятием является то, что весь наш опыт состоит либо из опыта, в данный момент получаемого от органов чувств (сенсорно-обоснованного), либо внутренних репрезентаций сенсорно-обоснованного опыта, полученного в прошлом и вспоминаемого, либо прогнозируемого в будущем. Мы не можем познавать мир напрямую, только через репрезентации мира, которые мы выстраиваем из того, что мы получаем от наших органов чувств. Эти репрезентации всегда включают одну или более из числа следующих пяти модальностей: визуальную - зрительные образы, аудиальную - звуки, кинестетическую - ощущения, олфакторную - запахи, и густаторную - вкусы. В то время, как две последние модальности играют важную роль при приготовлении и выборе блюд и других контекстах, например, личной гигиены или изготовления косметики, большая часть нашего мышления и реагирования является комбинацией трех основных сенсорных модальностей: визуальной, аудиальной и кинестетической.

Эти сенсорные модальности являются строительными блоками, или «атомами» всего нашего опыта. Даже наиболее абстрактные слова и концептуализации состоят из неких комбинаций образов, звуков и ощущений. Эти разные модальности могут быть объединены в один момент времени, или могут быть объединены в последовательность, похожую на линейную компьютерную программу, в которой, например, за образом певца следует песнь, которую он поет, а за ней - ощущения, которые являются реакцией на эти звуки. Мы можем научиться умышленно переорганизовывать эти «атомы» опыта для того, чтобы решать проблемы и достигать тех результатов, которые мы желаем. Давайте рассмотрим одно практическое применение этой методологии, изучение правописания.

Применяем методологию модальностей к технологии

Правописание это простая задача на механическое запоминание, в которой результатом является способность получить доступ к правильной последовательности букв в ответ на звучание слова (или в ответ на образ, который обозначается некоторым словом). Когда это сделано, слово может быть записано, или человек может озвучить последовательность букв, как во состязаниях по орфографии. Человек, делающий ошибки в правописании, пользуется одним из двух методов, которые работают не очень хорошо:

  1. Творческий неграмотно пищущий человек старается сконструировать визуальный образ слова, которое нужно написать, используя творческое зрительное воображение, вместо того, чтобы использовать зрительную память чтобы визуализировать слово именно так, как он видел его в прошлом. Многие правши смотрят от себя влево-вверх, чтобы получить доступ к правому полушарию своего мозга для зрительного вспоминания, и смотрят вверх-вправо, чтобы получить доступ к левому полушарию мозга для творческой визуализации. Творчество - это чудесная способность переорганизовать опыт и выработать новые возможности, но эта способность не подходит для правописания, потому что правописание является задачей на механическое запоминание, которое требует не быть в данный момент креативным.
  2. Некоторые люди пробуют озвучить слово аудиально для того, чтобы выявить, какие буквы подходят под звучание слога или фрагмента слова. В английском языке это невозможно для примерно 40% слов, потому что очень странная система правописания в английском языке весьма сильно усложняет задачу буквенного отображения какого-либо слова. Несмотря на это, многие школы предпринимают попытки научить детей правописанию именно по этому методу, названному phonetics, «фонетический». Ирония состоит в том, что в английском языке нельзя правильно написать слово phonetics пользуясь фонетическим методом! (прим. переводчика - так, пользуясь фонетическим методом в русском языке можно записать звучание слова «вариант» как «врянт» и никак иначе).

Фонетический метод замечательно работает при чтении , которое требует переходить от написанного слова к его озвучиванию. Но это иная задача, нежели чем правописание , при котором вы делаете диаметрально противоположное, и переходите от произносимого слова к его написанию. В испанском языке все слова пишутся точно так же , как они звучат, поэтому стратегия правописания, основанная на аудиальной модальности, работает замечательно, и не служит источником проблем в школе - в испаноговорящих странах практически невозможно найти неграмотно пищущего человека. (прим. переводчика - аналогично и в белорусском языке - как слышится, так и пишется).

Правильно написание. Технология обучения детей правописанию проста до смешного. Вы просто говорите детям взглянуть на слово, написанное на доске, затем просите их закрыть глаза и отвести взгляд вверх-влево (с их позиции), чтобы увидеть вспоминаемый образ слова, и затем заметить чувство узнавания, которое позволит ребенку узнать, что он видел это слово раньше. Затем им понадобится лишь записать внутренний образ слова на бумагу или озвучить вслух буквы, если они участвуют на состязаниях по орфографии. Даже в испанском языке это более эффективно, чем озвучивать буквы, потому что гораздо быстрее получить визуальный образ слова, нежели чем слушать последовательность звуков. Для того, чтобы больше узнать о стратегии правописания НЛП и как учить ее или преподавать, читайте «Сердце разума», гл. 2.

Субмодальности

Дальнейшее развитие методологии НЛП - это осознание, что каждая из первичных сенсорных модальностей может быть подразделена на более мелкие параметры или элементы, называемые субмодальности , каждая из которых тоже может быть изменена, чтобы повлиять на наш опыт. Если модальности это «атомы» нашего опыта, то субмодальности являются «субатомными частицами» опыта, которые позволяют атомам нашего опыта приобретать совершенно различные свойства.

Визуальный образ может различаться следующими характеристиками: расстояние от наблюдателя, расположение в пространстве и размер. Он может быть плоским (2-D) или 3-D (голографческим, объемным), обрамленным или панорамным, ярким или тусклым, движущимся или застывшим, цветным или черно-белым. Вы можете быть внутри воспоминания, как будто событие происходит снова, или вы можете видеть себя в нем со стороны. Визуальное воспоминание, которое представляет собой крупное, близкое, объемное, цветное панорамное кино, будет гораздо сильнее воздействовать на вас, нежели чем маленькая, далекая, плоская, заключенная в рамку черно-белая фотография. Вы можете легко подтвердить это в вашем собственном опыте, представив себе одно и то же воспоминание двумя этими способами.

В аудиальной модальности звук может различаться по расстоянию от слушателя, расположению в физическом пространстве и громкости. Он может быть односторонним или стерео, сильно различаться по темпу, тону, тембру и частоте, и вы можете слышать его, как находясь снова внутри панорамного опыта, или вне его, как будто вы слышите его, исходящим из магнитофона или CD-проигрывателя. Громкий, близкий, насыщенный и панорамный звук имеет гораздо большее воздействие, нежели чем слабый, отдаленный и исходящий из одной точки. И снова, вы можете легко подтвердить это в своем собственном опыте, проиграв музыкальное произведение в голове обоими способами и заметив разницу.

Кинестетически ощущение могут различаться по интенсивности, длительности и месторасположению. Оно может различаться по температуре, давлению, плотности и пространственных пределах ощущения. Оно может быть поверхностным тактильным ощущением или внутренним эмоциональным ощущением. Вспоминаемое ощущение - сильное, движущееся и вовлекающее все тело, будет оказывать гораздо большее влияние, чем ощущение слабое, спокойное, затрагивающее лишь малую часть вашего тела. И снова вы можете попробовать это в вашем собственном опыте, вспоминая одно и то же ощущение разными способами, чтобы убедиться в правоте этих слов.

Модальности предоставляют три альтернативных способа репрезентации опыта, предлагая выбор. Субмодальности предлагают сотни различных альтернатив, которые можно сочетать различными способами, создавая сотни тысяч различных альтернатив для еще большего выбора. Давайте рассмотрим несколько практических применений этой методологии.

Применяем методологию субмодальностей к технологии

Потрясение . Когда мы что-то не делает нас счастливыми в жизни и мы приходим к заключению, что «у нас проблема», зачастую главное, что происходит, – это потрясение или замешательство, являющееся результатом информационной перегрузки. Вокруг нас очень много информации, она приходит слишком быстро, чтобы мы успевали ее хорошо обрабатывать. Представьте попытку уделять внимание шести людям, говорящим с вами, одновременно, и вы почувствуете подобное потрясение, но у некоторых людей все даже хуже. Зачастую человек может иметь пять-шесть кинофильмов, которые проигрываются в его голове одновременно - крупные, близкие, в ярких тонах и с громким звуком. Это также справедливо для тех, кто страдает от синдрома дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) и других сложностей с обучением. Со всеми этими кинофильмами, которые проигрываются все одновременно, невозможно обрабатывать их и очень сложно замечать, что происходит вокруг, или пытаться что-то совершить.

Достаточно просто научиться фокусироваться на каком-то одном из этих внутренних кинофильмов, позволяя другим удалиться от вас на расстояние и стать меньше, тусклее, черно-белыми и более тихими. Когда на переднем фоне лишь один ролик, которому вы уделяете внимание, вы можете легче обрабатывать информацию, а потом можете позволить ему удалиться достаточно для того, чтобы на переднем фоне появился другой кинофильм, и вы начали обрабатывать его.

Фобия/насилие. Любой, у кого есть фобия, или другая травма, ПТСР, переживание насилия и др. – вспоминает ужасный опыт, находясь внутри него, словно испытывая его снова и снова. В результате, они испытывают все ужасные ощущения, которые они испытывали в действительности. Другие люди, которые также пережили ужасные события, могут вспоминать их без дискомфорта, потому что они видят их как наблюдатель, смотрящий кино на экране кинотеатра, словно это происходит с кем-то еще. Поскольку они снаружи этого опыта, они не испытывают тех чувств, которые имели, находясь внутри его. Они либо чувствуют себя нейтрально, либо испытывают те чувства, которыми мог бы обладать сочувствующий наблюдатель. Можно л егко научить фобика взять воспоминания об ужасном событии и спроецировать их на киноэкран, чтобы человек мог реагировать на эти воспоминания нейтрально, см. «Сердце разума», гл.

Горе. Структура горя прямо противоположна фобии или травме. При фобии человек вспоминает ужасные переживания, находясь внутри них, и испытывает ужасные чувства снова. В случаях горя человек вспоминает замечательные переживания, находясь снаружи них, и таким образом не может переживать драгоценные ощущения, которые он переживал совместно с ушедшим человеком. Поскольку структура горя противоположна фобии, разрешение горя следует выполнять обратным образом - вспоминая пребывание с ушедшим человеком, находясь внутри особенных воспоминаний об этом человеке, таким образом имея возможность заново испытывать все хорошие чувства, которые когда-то были пережиты совместно. См. «Сердце разума», гл. 11.

Эпистемология

3. Эпистемология НЛП зиждется на тех же основах, что и эпистемология физики и всей науки в целом. Мы обнаруживаем истинность чего-то посредством экспериментов и проверок, и это процесс, который может приостановиться, но который никогда не останавливается полностью, и который постоянно расширяет, пересматривает, обогащает всю область знаний. Любой паттерн или метод в НЛП включает способы проверки, является ли каждый шаг успешным или нет, используя невербальные сигналы как первичную обратную связь, наряду с вербальным раппортом.

Даже несмотря на то, что НЛП еще во младенческом возрасте - ему всего 35 лет - оно уже включает в себя широкое разнообразие практических процессов и последовательную и связную методологию, лежащую в основе конкретных методов. Эти расширенные понятия задают рабочую рамку для развития новых методов и их оценки. Эту методологию также можно использовать для понимания работы и исправления тех методов, которые уже разработаны другими людьми - интуитивно, или же в рамках других направлений.

Я учу процессам НЛП участников национальных конференций по психотерапии уже много лет, а наблюдаю за всеми демонстрациями работ других психотерапевтов, насколько это возможно, особенно, когда они хотят действительно продемонстрировать то, что они делают. Практически во всех случаях, та работа, которую я могу сделать с помощью НЛП, - намного превосходит другие подходы и гораздо целостнее их. Поскольку область знаний НЛП продолжает развиваться и обретать новые различия, мы способны делать с каждым годом все больше.

НЛП – это одно из направлений практической психологии. В чем особенности этой методики? Как на практике применяют знания, полученные в рамках изучения НЛП? Что на самом деле могут люди при помощи методов НЛП, а что является мифом? Давайте разберемся подробнее.

Что такое НЛП (NLP)

Термин НЛП

НЛП (NLP) означает нейролингвистическое программирование. Название включает три компонента , которые играют фундаментальную роль в приобретении человеком жизненного опыта: неврология, язык и программирование.

Неврологическая система регулирует функции нашего организма, отвечает за восприятие мира через органы чувств. Лингвистическая составляющая относится к коммуникации с окружающими. Программирование, в конкретном случае, это организация «нейролингвистического» взаимодействия; оно отвечает за создание персональных моделей мира каждым человеком.

Таким образом, нейролингвистическое программирование описывает ключевые процессы между мозгом (нейро) и языком (лингвистика), и то, как их взаимодействие влияет на организм и поведение человека (программирование).

Как появилось НЛП

НЛП появилось в 70-х гг. прошлого века в США. Его родоначальниками стали лингвист, доктор философии и писатель Джон Гриндер, а также психолог и писатель Ричард Бендлер.

Гриндер и Бендлер заинтересовались работой крупных психотерапевтов различных специализаций. Их общение с пациентами практически всегда давало положительные результаты. Гриндер и Бендер решили разобраться в особенностях работы этих выдающихся профессионалов. Изученные методы и техники легли в основу нейролингвистического программирования.

Базируется НЛП на лингвистике, психофизиологии, нейрологии, теории коммуникации и др.

НЛП в практике

НЛП – это школа правильного мышления, изучающая функционирование человеческого организма на различных уровнях.

Нейролингвистическое программирование – это многогранный процесс. С одной стороны, оно включает в себя развитие поведенческих компетенций и психологической гибкости, с другой, взаимодействует со стратегическим мышлением, изучением умственных и когнитивных процессов, отвечающих за конкретное поведение.

НЛП связано, прежде всего, с пониманием своего я и открытием своей миссии. Также данная система изучает «духовную» часть человеческого опыта , которая выходит за рамки отдельного индивида. Вследствие чего, НЛП – это учение не только о компетенциях и личностном совершенствовании, но и о мудрости и правильном видении жизни.

Где применяется НЛП

Нейролингвистическое программирование находит свое применение в различных областях:

Но главное, оно используется для повышения качества повседневного межличностного общения и улучшения жизни обычных людей.

НЛП в повседневной жизни

НЛП для обычного человека станет своеобразной «инструкцией» по обращению со своим разумом.

В учебных заведениях детей учат важным предметам : истории, алгебре, химии; но никто не дает им знаний о том, как быть в хорошем настроении, достигать желаемого, как создавать и сохранять плодотворные отношения.

Методы NLP можно использовать для того, чтобы подружиться со своими мыслями и чувствами , понять, что только человек является ответственным за то, что с ним происходит, и обучиться навыкам изменять нежелательное состояние на более оптимальное.

Благодаря этим знаниям удается налаживать контакты с окружающими быстрее и эффективнее, и успешно управлять своей жизнью.

Психология нейролингвистического программирования позволяет любому человеку научиться:

  • Ставить и достигать желанные цели;
  • Продуктивно взаимодействовать со своим мышлением;
  • Жить более осознанно;
  • Общаться эффективнее с другими людьми;
  • Лучше понимать окружающих;
  • Создавать удовлетворительные отношения;
  • Справляться со своими страхами;
  • Избавляться от негативных привычек и приобретать полезные;
  • Управлять своими эмоциями и поведением более грамотно;
  • Достигать высоких результатов в своем деле;
  • Легче обучаться новым навыкам;
  • Жить в удовольствие.

Преимущества НЛП

Основные положительные моменты нейролингвистического программирования заключаются в его

  • гибкости,
  • быстрых результатах,
  • практической направленности.

Гибкость нейролингвистического программирования определяется возможностью выбора подходящего способа его изучения. Это может быть самостоятельное обучение с помощью специализированной литературы, сайтов, или работа с профессиональным наставником на семинарах или тренингах.

Каждого новичка быстрые результаты обрадуют и дадут сильнейший стимул к дальнейшей работе, это то, чем цепляет НЛП. Естественно, что первые результаты – это итог неглубокой работы. Чем больше изучать данное направление, тем более значимые преимущества открываются.

Приверженцы нейролингвистического программирования настаивают на том, что НЛП – это, прежде всего, практика, и для них важнее то, что дает результат, а не то, что считается истинным. Поэтому в НЛП не нужно несколько дней сидеть за книгами, можно после первого ознакомления с примерами, техниками сразу применить понравившийся совет.

Базовые принципы НЛП

НЛП придерживается определенного набора принципов , которые становятся маяками на пути к цели, помогают научиться по-другому смотреть на окружающий мир. Данные принципы называют еще убеждениями или пресуппозициями.

Эти пресуппозиции являются полезной базой для успешной коммуникации и эффективным способом проанализировать свои личные установки.

  1. Общение – это не только слова. Общение может происходить не только за счет произнесенного слова. Даже без словесной коммуникации мы все время контактируем с окружающим миром с помощью мимики, взглядов, прикосновений и др. И именно невербальная коммуникация часто отвечает за 70-90% общения. Суть общения – получить результат. Успешный коммуникатор – это совсем не тот человек, который красиво говорит и может эффектно преподнести информацию, а тот, кто получает необходимую ему реакцию от собеседника.
  2. Если получен не тот ответ, нужно попробовать что-то другое. Люди совершают определенные действия и достигают соответствующих результатов. Неудовлетворительные итоги не говорят о том, что проблема в человеке. Просто нужно изменить свое поведение. Если необходимы другие последствия, то нужно разобраться, как человек действует на данный момент, произвести необходимые изменения и ждать новых результатов.
  3. У каждого человека есть необходимые ему ресурсы. Данная пресуппозиция NLP открывает новые горизонты и возможности. Ресурсы – это внутреннее состояние, внешнее поведение, инструменты, необходимые для получения желаемого результата. Данный принцип говорит о том, что у каждого человека уже есть все, что нужно для воплощения его желаний. Ресурсы работают тогда, когда ими начинают пользоваться. Многие люди обладают ресурсами, о которых они не задумываются. Например, человек с хорошими лидерскими задатками на работе не может справиться со своими детьми дома.
  4. Любое поведение имеет положительное намерение в определенном контексте. Определенный тип поведения ценен в определенном месте и в определенное время. Гнев выполняет полезную функцию, если на человека напали. В другом контексте он используется, чтобы заставить другого человека проявить понимание. Хотя в этом случае гнев не играет положительную роль и не приведет к необходимому результату.
  5. Суть общения заключается в полученном ответе. Общение – это всегда новый опыт. Его цель – получение ответной реакции, сподвигающая задуматься над своими действиями и установками. Например, если писатель получает негативную рецензию на свою работу, ему следует рассуждать так: «Я получил отрицательный отзыв. Как мне нужно изменить свое поведение, чтобы получить реакцию, который меня порадует?»
  6. Не существует такого понятия, как провал, есть только обратная реакция. Роберт Дилтс рассказывает о своем друге-изобретателе, который постоянно экспериментирует с новыми идеями, делая попытку за попыткой. Когда Роберт спросил его: «Это не останавливает тебя?» «Нет, нисколько. Каждый раз я обнаруживаю, что открыл решение другой проблемы».
  7. По частям. Можно достичь всего, если разбить задачу на маленькие части. «Как вы съедаете слона?» «Один кусочек за другим».
  8. В любой системе наиболее гибкие элементы имеют наибольшее влияние. Человек с широким спектром поведенческих реакций будет контролировать систему. В любой сфере деятельности, наверху находятся те люди, которые более гибкие в поведенческом плане, чем их коллеги. Как только человек ограничивает свой поведенческий выбор, он начинает проигрывать. Если индивид способен реагировать на ситуацию различными способами, он имеет больше шансов достичь того, чего хочет.
  9. Карта не является территорией. Карта местности является только ее изображением, а не самой местностью. Большинство людей видят не реальное событие, а свое субъективное восприятие ситуации. НЛП – это наука об изменении данных карт (а не реальности). Изменения карты могут повлиять на изменение реакции людей.
  10. Если это возможно, это возможно для любого. Если один человек может достичь определенного результата, значит, любой человек тоже может это сделать.
  11. Люди всегда делают наиболее правильный выбор, который был доступен в тот момент. Это так. Однако NLP также учит тому, что жизнь изобилует более удачными решениями, которые нужно находить.
  12. Мышление и поведение взаимозависимы. Одно влияет на другое. Например, организм реагирует по-разному на позитивные и негативные мысли, а введенные человеку определенные препараты, в свою очередь, оказывают влияние на сознание. Поведение тела отражает функционирование мозга. Таким образом, получив доступ к определенному поведенческому проявлению можно воздействовать на разум. Если человек развалится в кресле, он может почувствовать себя на самом деле уставшим. Из это следует, что при необходимости добиться определенного состояния сознания, это можно сделать через физические изменения.
  13. Мир полон ресурсов. Нужно только научиться их разглядеть. Даже без изучения техник и методик НЛП, только лишь поняв и приняв данные принципы, можно значительно улучшить свою жизнь.

Экологичность НЛП

НЛП – это мощный инструмент управления собственными возможностями и способ влияния на окружающих. Любой инструмент может принести пользу или вред; а иногда и то, и другое одновременно.

Осознавая это, сторонники НЛП сделали одним из ключевых правил проверку планируемых действий на экологичность. Экологичность в данном случае относится к сохранению баланса, к адекватной оценке последствий своих действий. Это касается как самого человека, так и окружающих. То есть нужно научиться принимать такие решения, которые приведут к желаемому результату без негативных последствий.

Для того чтобы проверить действие на экологичность, следует объективно оценить свои цели, их мотивы. Применение данной концепции на практике достаточно сложно, но успешное ее использование поможет избежать многих ошибок.

Развитие НЛП

Представители НЛП постоянно совершенствуют систему. Появляются новые техники, более эффективные и более узконаправленные. Несмотря на то что НЛП обязано своей популярностью получению достаточно быстрых результатов, глобальность достигнутых целей зависит от более глубокого знакомства с данной системой, от поиска более эффективных инструментов для каждого индивидуума.

Подсознание влияет на поведение человека, его отношение к себе, другим людям, жизненным ситуациям; мотивирует на новые свершения или ввергает в депрессию. Подсознание руководит человеком . А должно быть наоборот. Психология НЛП ставит своей задачей помочь любому человеку разобраться в себе и научиться руководить своим подсознанием. Руководить им эффективно, добиваясь желаемого.

Хотя НЛП имеет свои законы, правила, инструкции , оно, в большей степени, является искусством. К практической психологии нужно подходить творчески, наслаждаясь процессом, тогда положительные изменения принесут еще более удовлетворительные результаты.