Необходимые жизненные навыки. Главный навык в жизни




Ответственность за детей несут их родители. Всему тому, что жизненно важно и необходимо знать и уметь для того, чтобы быть успешным и счастливым, должны учить детей их родители. Эта статья раскроет вам 10 жизненно важных навыков, которым нужно обучать детей.

Чему не учат в школе

Знания, которые необходимы для того, чтобы быть счастливым, успешным и здоровым не даются от рождения. Инстинкт самосохранения и прочие врожденные особенности человеческого организма не гарантируют психологического благополучия постольку, поскольку человек – не только биологическое, но и социальное существо. Всему тому, что действительно необходимо для выживания в социуме приходится учиться.

Человек учится с самого своего рождения. Знания приходят с опытом или привносится в сознание в результате передачи их детям от взрослых людей. Процесс передачи и усвоения знаний, умений, навыков и есть обучение как основное средство подготовки человека к жизни и труду.

Особая роль в деле обучения подрастающего поколения отводится школе . Хотя это, как правило, не единственное образовательное учреждение в жизни человека, именно тут он усваивает наибольшее количество знаний.

О том, чему учат детей в школе и насколько эти знания полезны, можно спорить долго. Однозначно то, что большинство из них носят чисто теоретический характер. Дети в школе изучают науку, но не практику и не жизнь. Жизненно важным и практически полезным навыкам должны учить детей их родители .

Родители ответственны за своих несовершеннолетних детей, и эта ответственность носит не только юридический, но и психологический характер . За довольно короткий срок детства отцу и матери нужно научиться ребенка многому.

Чтобы понимать чему следуют учить малыша, нужно осознавать цель, а именно знать ответ на вопрос «Каким человеком хочется чтобы вырос ребенок?». Большинство любящих родителей желают своим детям только лучшего, поэтому отвечают: «Здоровым, успешным, счастливым ».

Жизненно важные навыки

Первое что нужно понимать, занимаясь воспитанием ребенка: невозможно требовать и ждать от него того, чему его не учат и чего он не наблюдает в поведении и характере родителей.

Глупо требовать от малыша решимости, смелости, самостоятельности, если единственное, что ему внушают это обязанности слушаться старших, сидеть смирно, быстро засыпать, не лезть с вопросами и прочее, то есть быть покорным и безынициативным.

Нерезультативно отучать ребенка от вредной привычки, если она есть и у родителей.

Конечно, немаловажную роль в жизни человека играет и самовоспитание, но все же и оно основано на родительском воспитании.

Помочь малышу вырасти здоровым, успешным и счастливым можно, если прививать ему такие умения и навыки :

Чем старше ребенок, тем больше живого, активного интереса к окружающему миру он проявляет: сначала безмолвно ощупывая ручками и пробуя «на зуб», а потом превращаясь в «почемучку» – почему трава зеленая; почему небо голубое; откуда берутся дети? Малыш хочет знать все! И это стремление в нем очень важно не заглушить банальными или ложными ответами или вовсе молчанием в ответ.

Задавать вопросы – умение, необходимое человеку на протяжении всей его жизни. Это основа любознательности. Благодаря этому умению человек познает не только окружающий мир, развивая тем самым интеллект, но и самого себя.

Все великие ученые, изобретатели, первооткрыватели, бизнесмены отличались умением задавать вопросы.

Не «проглатывать» всю поступающую извне информацию, не верить на слово, не доверять непроверенным источникам, а анализировать, сопоставлять, сравнивать, проверять, находить нужную информацию среди гор ненужной, иметь собственное мнение, можно только научившись задавать вопросы.

Кроме умения задавать вопросы, составляющими любознательности являются:

  • умение учиться;
  • любовь к знаниям;
  • наличие увлечений, хобби.

Самостоятельность и уверенность в себе

Эти бесспорно необходимые человеку качества также формируются в раннем детстве. Уже в возрасте трех лет ребенок стремится и должен иметь возможность делать то, что он хочет самостоятельно . Как бы ни было страшно родителям за малыша и как бы ни хотелось его оградить от любой опасности, нужно давать ему свободу (естественно предприняв необходимые меры безопасности).

Заглушая инициативность, активность и стремление все делать самостоятельно, можно вырастить инфантильного, боязливого, пассивного, неуверенного в себе ребенка.

Уверенность в себе формируется, когда родители поддерживают, хвалят, поощряют малыша в его начинаниях и дают ему возможность бывать в одиночестве.

Личное пространство и время формирует у малыша умение не бояться одиночества , не считать его чем-то страшным, а воспринимать как возможность разобраться в себе или заняться тем, что интересно.

Осознав свое «Я» примерно в три года, дети понимают что есть «мое», «чужое», «общее» (и не только вещи, но и чувства). Умение делиться, отдавать, бескорыстно помогать, сочувствовать, сопереживать, сострадать, считаться с теми, кто рядом создают противовес природному эгоизму и помогают человеку социализироваться в обществе, где без добра и взаимовыручки не бывает порядка и мира.

Эгоистом быть легче, чем альтруистом. Но, будучи альтруистом, важно также не вдаваться в крайности и не забывать о разумном эгоизме ради своего же блага.

В какой-то момент ребенок начинает осознавать ценность денег. Он устанавливает связь между возможностью удовлетворить потребность, наличием денег и трудом. Родителям платят зарплату потому, что они трудятся. Но различный труд оплачивается по-разному, есть и такой, за который человек получает не деньги, а духовные ценности.

Как поощрять ребенка за труд, материально или нематериально – личное дело семьи. Но чтобы ребенок не вырос алчным и не считал, что все можно купить за деньги, он в любом случае должен знать, что такое труд «за спасибо ».

Домашняя работа не оплачивается, но любовь к труду чаще всего начинается с выполнения именно этой работы. Малыш помогает маме по хозяйству, а награда за его помощь – ее восхищение, благодарность, забота и любовь, вызывающие массу положительных эмоций. Именно счастье как «оплата» за труд порождают в ребенке желание с радостью трудиться снова и снова.

С другой стороны, дети должны учиться распоряжаться деньгами , ведь во взрослой жизни им без этого не обойтись, а значит, родителям нужно радовать детей деньгами на карманные расходы.

Умение договариваться

Терпимость к различиям между людьми и понимание того, что все люди разные нужно доносить ребенку, начиная примерно с возраста трех лет. Умение уважать другого , его особенности и интересы пригодится уже в детском саду, когда ребенок только вступит в стадию социализации.

Если эти навыки подкрепляются у дошкольника, то позже превратятся в умение договариваться , находить компромиссы, разрешать конфликты. Формируются такие качества как дипломатичность и бесконфликтность, которые во взрослой жизни помогут выстраивать гармоничные отношения и дома и на работе.

Управление временем

Важные составляющие управления временем :

  • соблюдение распорядка дня,
  • построение планов на ближайшее будущее,
  • определение целей и целеполагание.

Если к распорядку дня детей приучают с раннего детства, то остальные навыки вырабатываются позже, примерно в 12-18 лет, когда ребенок уже достаточно развит интеллектуально.

Самое главное, что должен усвоить ребенок от родителей – умение ценить время , не тратить его в пустую, понимать что оно – важный жизненный ресурс.

Несомненно, нужно иметь ценности, принципы и жизненные ориентиры, но важно и не «закостеневать» в них. Мир меняется стремительно и иногда шокирует своими новшествами, но если не приспосабливаться к ним, трудно быть успешным и счастливым.

То, что помогает быть лабильным – креативность в широком смысле этого слова:

  • умение смотреть на вещи с другой стороны,
  • нестандартно подходить к решению проблем,
  • мыслить не только логически, но и творчески,
  • выходить за рамки привычного и традиционного,
  • быть творцом своей жизни,
  • развиваться как личность.

Необходимость меняться вместе с миром, подстраиваться, учиться новому и не останавливаться в развитии должен взять за правило ребенок еще в детве. А если быть точнее – он должен не забыть как это делается , ведь все дошкольники мыслят образно, фантазируют, видят мир не так, как взрослые.

Маленькие дети смотрят на мир в первый раз, поэтому интересуются не только формой, но и содержанием, оттого порой мудрее взрослых.

Школьников учат мыслить логически, загоняя тем самым мышление в рамки, устраняя «за ненадобностью» креативность, любознательность, свободу выбора и множественность правильных вариантов.

Уметь находить «свое»

В жизни важно понимать и знать себя : свои индивидуальные особенности, способности, таланты, направленность, цели, предпочтения и так далее. Зная «свое», легче его находить. Это знание и умение помогает сделать правильный жизненный выбор .

Один из наиважнейших выбор в жизни – выбор профессии . Его приходится делать еще недостаточно зрелому как личность ребенку, подростку. Этот выбор невозможно сделать верно, если не знать особенности своей личности и не понимать, какая профессия придется по душе.

Именно от незнания себя и неумения находить «свое», дети идут учиться куда ни будь, где престижно, куда сказали родители, куда пошли одноклассники и так далее, а потом деньги за пять лет обучения оказываются выброшенными на ветер, потому что диплом пылится на полке, а ребенок работает не по специальности.

Конечно, не всегда неверный выбор становится причиной невозможности устроиться по специальности. На это влияет множество других факторов. Но все же человек, который отучился по своему направлению, имеет намного больше шансов реализоваться в профессии и стать успешным, потому что он любит выбранное им дело.

Второй, не менее важный выбор в жизни каждого человека – выбор спутника жизни . Здесь тоже важно знать «свое»: какой человек подойдет, с кем будет комфортно, какие отношения станут залогом личного счастья, как отличить любовь от корысти, обмана, нелюбви и тому подобного.

Выходить замуж «потому, что все подружки давно вышли» или женится, потому, что возраст, родители хотят внуков и так далее – часто ошибочный путь.

Стадное чувство и поведение «по указанию сверху» – проблемы очень многих людей, существование которых некоторые ученые связывают с идеологией, царившей в нашем обществе в прошлом веке. Как все в мире, коллективизм не плох, если он не гипертрофирован. Слушать советы старших бывает полезно, но принимать решения нужно самостоятельно.

Навыки выживания

Современный мир удобен для проживания из-за большого количества благ цивилизации, но по-прежнему очень хрупок. Хорошо, когда ребенок растет окруженный всем необходимым, но плохо, если он вырастет слишком изнеженным и оторванным от природы.

Хотя во многих школах преподаются основы безопасности жизнедеятельности, хорошо бы именно на практике научить своего ребенка в подростковом возрасте выживать в экстремальных и примитивных условиях:

  • оказывать первую медицинскую помощь,
  • организовывать быт в походных условиях,
  • разводить костер,
  • различать съедобные и несъедобные растения и плоды,
  • искать источники воды,
  • ориентироваться на местности.

Умение быть счастливым, пожалуй, самый важный и жизненно необходимый навык для человека. Как и креативность, умение радоваться жизни присуще всем маленьким детям, их не нужно этому учить.

Проблема в том, что с годами этот навык утрачивается и то, что было просто в детве, становится недосягаемой мечтой во взрослой жизни. Поэтому задачей родителей является подкрепление навыка быть счастливым, радоваться любой мелочи и не унывать как у ребенка, так и у себя!

Составляющие умения быть счастливым :

  • оптимизм,
  • позитивное мышление,
  • умение радоваться мелочам,
  • умение расценивать ошибки как полезный опыт,
  • забота о своем психологическом благополучии.

Умение ребенка заботится о своем психологическом благополучии , мало кем в обществе принимается во внимание. А между тем это чрезвычайно актуальная проблема!

Почему в школе преподают физкультуру, но нет предмета «психологическая культура»? А ведь об острой необходимости обучения детей психологичной культуре свидетельствует ужасающая статистика.

Многие страны, входившие в состав СССР, сегодня занимают лидирующие позиции в списке детской смертности по причине суицида. Среди двадцати пяти стран с наибольшим количеством самоубийств Литва, Казахстан, Туркменистан, Россия, Белоруссия, Украина. Россия занимает первое место среди стран Европы по количеству самоубийств среди детей и подростков.

Каждый ребенок должен знать, что любая проблема разрешима, что он может быть счастливым, как бы тяжело ему ни было в данный момент времени, что нужно верить в себя и никогда не сдаваться!

Вот чему действительно должны учить детей их родители!

Развиваться и становиться лучше никогда не поздно. Существует огромное количество навыков, которые можно освоить в любое время и применять себе во благо.

«Хочу научиться рисовать, играть на гитаре, разговаривать на французском языке…», все это можно услышать из уст большого количества людей. При этом у каждого есть оправдание, почему они не освоили желаемый навык. На самом деле все просто, главное, захотеть, и может, настало то самое время, чтобы обучиться новому.

1. Развивайте свой творческий потенциал.

Умение рисовать или фотографировать уже давно переросло из хобби в способ заработка денег. Создавать красивые картины или делать стоящие фотографии могут единицы, и у вас есть шанс присоединиться к их компании, главное, иметь творческое начало. Во многих городах есть школы и курсы, где можно ознакомиться с азами выбранного направления и стать настоящим профессионалом. Важно заниматься ежедневно, уделяя развитию навыка хотя бы по полчаса.

2. Наверстайте упущенные знания.


Во время школы и университета невозможно освоить все, и как часто бывает, человек выбирает работу, которая может совсем не касаться полученного образования. Никогда не поздно восполнить пробелы и обучиться новому, например, основам бухгалтерии, юриспруденции и так далее. Можно заниматься с репетитором, онлайн или самостоятельно, при помощи книг и учебных пособий.

3. Кулинарные шедевры на домашней кухне.


Умение готовить пригодится не только женщинам, но и мужчинам. Поверьте, если вы будете уметь что-то большее, чем банальная жареная картошка или котлеты, то это огромный плюс. В сети существует огромное количество рецептов ресторанных блюд, которые можно освоить дома. Кулинарные навыки пригодятся в любом возрасте. Хотите удивить родственников и друзей, тогда приготовьте для них что-то неожиданное и очень вкусное.

4. Мелкий ремонт по дому своими руками.


Умение починить дверцу шкафчика или прикрепить плинтус пригодятся многим, поскольку вызывать по таким мелочам мастера, стыдно. Обучение будет происходить в домашних условиях, поскольку в сети можно найти огромное количество роликов, подробно объясняющих, как провести простой ремонт. Не стоит проявляться героизм и при серьезных поломках, лучше обратитесь к специалисту.

5. Без языка никуда.


Один из самых полезных навыков современного человека – свободное владение иностранными языками. Обучаться никогда не поздно, главное, поставить цель. Существует много вариантов получения знаний: специальные групповые курсы, индивидуальные уроки с репетитором, самостоятельно и онлайн обучение.

6. Нужно уметь защитить себя.


К сожалению, уровень преступности постоянно растет и никто не застрахован от нападения, поэтому даже минимальные навыки самообороны могут спасти жизнь. Простыми приемами можно обучиться самостоятельно, просматривая видео, где рассказывается о болевых точках и показана техника, а если вы хотите надавать обидчику сполна, тогда лучше посещать уроки у тренера.

7. Обучитесь навыкам дизайнера.


Конечно, никто не говорит о том, что нужно посвящать этому всю свою жизнь, но знать общие принципы в оформлении помещений и развить в себе навыки стиля может каждый. Рекомендуется ознакомиться с основными цветовыми типами и сочетаниями, понять главные особенности каждого стиля. Благодаря этим минимальным знаниям можно преобразить свое жилище и рабочее место.

8. Реализуйте музыкальные мечты.


Давно хотели освоить гитару или пианино, но на это попросту не было времени, возможно, оно наконец-то настало, и стоит воплотить задумку в реальность. Главное – купить инструмент, а заниматься можно дома, используя многочисленные обучающие сайты, программы и видео. Есть люди, которые преподают частные уроки игры на разных инструментах. Несколько уроков и вы сможете поразить знакомых игрой на любимом инструменте.

9. Тонкости психологии человека.


Вот что никогда не будет лишним, так это умение понимать и разбираться в людях и в себе. Благодаря этому можно выстроить хорошие дружеские и любовные отношения, избежать подстав и других проблем. Изучать психологию можно в течение всей жизни, читая полезные книги.

10. Теперь только удачные переговоры.


Очень полезный навык для людей, строящих свою карьеру или бизнес. Есть много полезных книг, которые помогут понять, как нужно строить отношения с окружающими людьми, как вести переговоры, чтобы получать выгоду и не позволять другим манипулировать вами.

Мы. Жизнь издательства

Чему можно научиться за неделю: 24 навыка, которые можно освоить за 7 дней

Думаете, семь дней слишком маленький срок для того, чтобы освоить что-то новенькое? Я тоже так считала, пока мы не собрались контент-десантом и не вспомнили, чему удавалось за неделю научиться каждому из нас. Хотя б разок. Получился немаленький список. Просматривайте, выбирайте занятия по душе и действуйте, конечно.

1. Выучить алфавит иностранного языка

Выделяя каждый день 10-20 минут на то, чтобы заучивать и повторять алфавит какого-нибудь языка - суахили, французского или болгарского, - за неделю можно выучить его назубок.

2. Научиться играть одну песню на укулеле

Доказано Сергеем Капличным. Укулеле - гавайский музыкальный инструмент, напоминающий маленькую гитару. И освоить его получится даже у того, кто далек от музыки, но близок к медведям, имеющим обыкновение наступать на уши кому попало. Простенькую мелодию сыграете уже через неделю.

3. Рассказывать о себе на испанском

А это в «копилку идей» положила Таня Бурцева. Всего за неделю она научилась вполне себе сносно рассказывать о себе на испанском: «Привет! Как дела? Меня зовут Таня. Мне 29. Я из России, а ты? Мне нравится путешествовать и я очень люблю спать. А еще у меня есть две кошки».

Вернее, так. Hola. ¿Cómo estás? Me llamo Tanya. Tengo 29 años. Soy de Rusia. Y tu? Me gusta viajar y me gusta mucho dormir. Tengo dos gatos.

4. Сделать настоящий видеоролик.

Если вы не представляли себя оператором и монтажером видео даже в самых залихватских мечтах, пора действовать. Невозможное возможно - это правда. Совершенно не умея - сначала - обращаться с «мувимейкерами» и прочими программами с не менее страшными названиями, в этом году видеоролики сделали Сергей Капличный , Лариса Парфентьева и Таня Бурцева . Не пожалейте десяти минут, чтобы посмотреть, как клево у них вышло.

5. Ездить на велосипеде без рук

Конечно, если умеете ездить с руками 🙂

6. Жонглировать

Полезный совет: получится, только если под рукой есть хорошая инструкция .

7. Рисовать градиент акварелью

Юлю Баяндину скоро будут узнавать в магазинах Перми, где продается все для творчества. В этом году она научилась красиво рисовать градиент и настоящую розу (не с первого раза вышло так, как хотелось, но недели вам хватит, чтобы научиться рисовать цветы чуть ли не с закрытыми глазами).

8. Готовить фалафель

С тех пор как Сергей Капличный переехал в Москву, по четвергам он организует фалафельные вечеринки (на самом деле были они и в Китае, и в Екатеринбурге), куда приходят самые разные - и очень интересные - люди. Ну а название их говорит само за себя. Вот фалафеля made by SKaplichniy.

9. Бегать 15 минут без перерывов

Помните уроки физкультуры в школе? «Пять кругов по стадиону! Не прячься за столбом - я тебя вижу. Забыла дома форму? А голову ты не забыла? Беги в чем пришла!» Даже если от крика учителя физры вы до сих просыпаетесь в поту, это не повод не бегать. Всего неделя - и можно почувствовать себя атлетом с большой буквы «А», как это удалось Юле Баяндиной.

Подтверждение сказанного 🙂

10. Делать оригами

Неутомимый Сергей Капличный - подозреваю, что его секрет в Лайфлисте - сказал, что оригами тоже можно освоить. Так что думайте, какую фигурку хотите сложить из бумаги, и приступайте.

11. Готовить вкусный коктейль

Или пять коктейлей. Берете шейкер, гугл и все съестное (и «пьющееся»), что понадобится для приготовления, и начинаете эксперимент.

12. Научиться карточным фокусам

Коперфилдом за неделю, конечно, не стать, но один-два фокуса точно можно освоить.

13. Стоять в планке две минуты

Если вам тяжело оторвать себя от пола сегодня, через неделю будете делать это на раз-два. Особо упорные освоят

14. Крутить обруч

Тут и пояснять нечего. Берем круглый предмет, в который можно пролезть, и энергично вращаем бедрами.

15. Ездить на велосипеде, самокате, скейтборде, гироскутере

Кому что нравится. Пока лето (по крайней мере, пока нет снега), можно потренироваться.

16. Найти способ избавляться от стресса

Каждый день - новый способ. Так что за неделю вы точно отыщете тот, что сработает лучше других. Вот несколько статей, откуда можно черпать вдохновение (и эти самые способы):

17. Соблюдать режим сна

Жалуетесь на плохой сон? Семь дней соблюдайте режим, и будете , а просыпаться как отдохнувший взрослый.

18. Планировать бюджет

Ну ладно, по крайней мере, начать. Конечно, за неделю в привычку это еще не превратится, но вы приучитесь записывать доходы-расходы. Я уже три года это делаю - это удобно: видишь, на что уходят деньги, где потратила больше, чем надо было, и в следующем месяцы можно скорректировать свои траты. Скачайте приложение на смартфон (попробуйте несколько, чтобы понять, какое больше нравится), прикиньте категории и записывайте все, даже сто рублей.

Могу посмотреть в любой момент, когда и на что потратила деньги.

Я достаю телефон прямо на кассе в магазине и записываю точную сумму, которую называет кассир. Обычно успеваю сделать это еще до того, как деньги спишутся с карты. Это быстрее, чем вы думаете.

19. Стать увереннее в себе…

…если пройти . Семидневный челендж - та еще проверка на прочность. Многие МИФовцы проходили Адскую неделю (ловите отчеты: раз, два и три), и могу сказать по себе: мы способны сделать гораздо больше и гораздо круче, чем представляем. В каждом человеке - потенциал, который ждет, пока его распакуют. И Адская неделя - первый шаг в этом направлении. Только обязательно подготовьтесь, чтобы выжать из этой сложной - реально сложной - недели (но она оставит впечатлений надолго) максимум.

1. Освойте финансовую грамотность
Применяйте в жизни правила работы с деньгами. Узнайте, как создать свое дело и распоряжаться деньгами.

В первую очередь прочтите книги:

— Роберт Кийосаки «Богатый папа, Бедный папа»;
— Юрий Мороз «Бизнес. Пособие для гениев»;
— Роберт Аллен «Множественные источники дохода».

2. Научитесь мыслить
Существуют специальные техники мышления. Освойте их по книгам:
— Эдварда де Бонго;
— и теории решения изобретательских задач (ТРИЗ).

3. Узнайте, как работает память человека
Прочтите книгу Владимира Козаренко «Учебник мнемотехники». Если у вас есть дети, то они станут отличниками в школе, просто применяя техники запоминания.

5. Освойте навык слепой печати
Занимайтесь 2 недели по 15 минут в день с программой Стамина. И вы сможете удивить своих друзей, печатая вслепую. А главное — сэкономите себе время в будущем на наборе текста.

6. Управляйте своими снами
Научившись контролировать сны, вы откроете доступ к своим творческим способностям. Пройдите курс «Осознанное сновидение за 7 дней» или прочитайте книги по снам. Осознанные сны — захватывающие приключения, они как 3D-фильмы с вашим личным участием.

7. Изучите законы успеха
Успешные люди знают то, чего не знают другие. Существуют секреты успеха, применяя которые, можно добиться желаемого. Самая полная коллекция работающих материалов об успехе собрана в сборнике «Магия успеха».

8. Проработайте свои эмоции. Управляйте сексуальной энергией
Самый важный этап развития. Именно нереализованные эмоции создают препятствие в саморазвитии.
Прочтите книги:
— Александр Лоуэн «Психология тела»;
— Станислав Гроф «Холотропное сознание»;
— книги Мантек Чиа.

Чему учить ребенка, помимо школьной программы? Что ему понадобится в жизни для успеха? Как раз школьные знания почти не пригодятся, считает психолог Ольга Юрковская, автор книги "Образование для жизни" и яростный критик школьной системы. Ее дочери - на семейном обучении, и мама бизнес-тренер составила для них целый список навыков, необходимых современному человеку. Здесь и скорочтение, и Photoshop, и навыки преподавания и... уборки. В общем, есть, с чем согласиться и поспорить.

Лично для меня самое важное - навыки эффективной работы с текстом, с информацией. Умение извлекать из потока нужные мысли, структурировать и обрабатывать.

На втором месте находится все, что касается компьютера и Интернета. В частности, грамотный развернутый поиск, работа с сайтами, верстка и прочие незаменимые навыки.

Важны также хорошо развитые коммуникативные и презентационные навыки.

Где всему этому учат?

Существует множество бесплатных инструментов. Вы сами ими пользуетесь. Если приложить немного фантазии, их можно адаптировать к нуждам детей и включить в процесс обучения.

Интеллект-карты для развития мышления. Есть бесплатные сервисы, где дети могут каждую сложную тему структурировать при помощи интеллект-карты. Во-первых, такой подход развивает системное мышление. Во-вторых, облегчает запоминание и обработку большого объема информации. И потом, это просто полезная привычка.

Развивать мышление можно, как это делают мои дети - на шахматах или в кружках логических игр. Подключайте обучающие компьютерные игры (главное - вовремя отказаться от них в пользу реальной жизни).

Работа с компьютером на базовом уровне. Незаменимый для современного человека навык - слепая десятипальцевая печать. И дело даже не в скорости набора, в 10–12 лет это не очень важно. Но пока ребенок осваивает навык набора текста с помощью того же "Соло на клавиатуре", он становится более внимательным, снижает процент опечаток и пропущенных букв. К тому же в игровой форме усваиваются основы орфографии.

Простейшие программы и основы сайтостроения. Эту часть взаимодействия с Интернетом оценят подростки. Так они получат возможность вести блог, набирать подписчиков. При этом им придется осваивать работу с конструкторами сайтов, на простейшем уровне - программу Photoshop, а также другие редакторы. И даже вплотную познакомиться с основами маркетинга, созданием продающих текстов и вирусного копирайтинга.

Основы переговоров. В этом направлении хороши и теория, и практика. Вы можете отправить ребенка на тренинг по переговорам или публичным выступлениям. А можете доверить ребенку (в любом возрасте) вести переговоры с персоналом в магазине или кафе. Жизнь - самый требовательный учитель.

Навыки эффективной работы с информацией. В этом направлении существует множество платных и бесплатных онлайн-тренажеров. Я пошла по другому пути: оплатила курсы быстрого чтения (доступны для детей с 7 лет), а также курсы памяти и внимания (с 10 лет).

Физическое развитие ребенка не является навыком, но я отношу его к этой категории. Совершенно не обязательно отдавать чадо в профессиональный спорт. Меня вполне устраивала детская программа в нашем спортивном центре (плавание, водное поло, гимнастика, танцы, карате, йога, аэробика, тренажерный зал для детей), три раза в неделю занятия по выбору детей.

Сейчас мои дочки увлеклись брейк-дансом, старшая даже начала выигрывать международные соревнования всего лишь через полгода после начала занятий. То есть детский дал нужную ей спортивную подготовку.

Моим детям по возрасту рано проходить такое обучение, но они уже просматривают материалы семинаров "Вольная журналистика", "Глянцевая журналистика", "Копирайтинг" и других. Старшая уже начала писать сказки и рассказы, и я помогла ей сделать сайт для публикации материалов.

Навык преподавания. Это могут быть школьные предметы или хобби. В любом случае, в такой занятости очень много плюсов:

  1. Более глубокие и обстоятельные знания. Для того чтобы кого-то научить, придется самому копнуть гораздо глубже, чем обычно.
  2. Появится необходимость четко и системно излагать свои мысли. А это тренирует и навыки ораторского искусства, и уверенность в себе.
  3. Маркетинговый подход. Уже в подростковом возрасте ваше чадо научится монетизировать свои навыки.

Так что предложите ребенку вести какой-нибудь бесплатный кружок для ровесников. При желании организовать их несложно. Или пусть попробует себя в роли . Такая практика существовала в дореволюционной России: ученики старших классов гимназии обучали младших школьников.

Знание иностранных языков на хорошем разговорном уровне. Это уже жизненная необходимость (а не просто плюс при поступлении в вуз): то нужно информацию из иностранных источников собрать, то книгу в оригинале почитать, то за границей сориентироваться...

Я пришла к выводу, что месяц живого общения с носителями языка за границей сопоставим с пятью годами изучения иностранного в школе. Только нахождение в языковой среде даст знание языка без утомительной зубрежки.

Тем не менее хороший базовый уровень могут обеспечить:

  • компьютерные программы;
  • мультфильмы и фильмы с субтитрами;
  • аудиокурсы;
  • облегченные книги со встроенным переводом.

Навыки ведения хозяйства и бытового самообслуживания я считаю одними из самых важных. В первую очередь, умение готовить и убирать. Если ребенок способен сам себя обслуживать и даже помогать по дому - это хорошо со всех сторон:

  • во-первых, он чувствует себя взрослым, самостоятельным и охотнее берет на себя ответственность;
  • во-вторых, нагрузка на родителей становится меньше. Всегда можно либо попросить ребенка помочь, либо сделать часть работы по дому его повседневными обязанностями.

Научить могут специальные курсы для детей и подростков - например, кулинарные или по шитью и вязанию. А если нет нужных курсов? Например, таких, где учили бы детей уборке, ремонту одежды или обуви, ремонту бытовой техники?

Можно договориться о бесплатной стажировке для подростка. Хотите, чтобы ваш ребенок освоил навыки уборки? Организуйте ему стажировку в клининговой компании! Это ведь тоже непростое умение. Профессиональная уборщица умудряется за минимальное время выполнить работу, на которую у неподготовленного человека уходит весь день.

Чтобы получить навыки обслуживания и простейшего ремонта техники, отправьте мальчика на индивидуальное обучение к мастерам по ремонту бытовой техники, к автомеханикам в гараж, к строителям, отделочникам. К мастерам по ремонту одежды и обуви, наконец! И увлечение чаду подыщете, и сэкономите на профильных услугах.

Еще я хочу привлечь внимание родителей к ряду способностей, которые либо угасают у детей по мере взросления, либо не развиваются вовсе, если ими не заниматься.

Умение задавать вопросы. Постоянное "почему", "зачем" и "как" - естественное, природное состояние детей. Но по мере взросления эта черта, которая сводит с ума родителей, когда их чаду четыре года, куда-то незаметно девается.

Часто по вине родителей. Если ребенок ожидает, что вместо обстоятельного ответа он получит либо отговорку, либо грубость, он прекращает спрашивать. А ведь вопросы - основной способ получения знаний.

Умение самостоятельно решать проблемы. Человек, который умеет разбивать сложные задачи на простые, а затем решать их по одной, справится с любой работой.

Хотите развить этот навык? Не бросайтесь на помощь по первому зову. Не важно, идет ли речь о безуспешном надевании колготок или решении задачи по математике. Конечно, гораздо проще написать ответ за ребенка и вернуться к своим делам. Только в итоге подросток привыкает перекладывать трудности на плечи родителей (то есть ваши) или другого взрослого. И с возрастом это не проходит.

Привычка завершать начатое. Любое действие, которое вы совершаете, может быть маленьким проектом. Объясните ребенку, что если он за что-то взялся, то важно это закончить.

Способность найти призвание или дело своей жизни. Если вы спросите у учеников выпускных классов, чем они хотят заниматься в жизни, получите печальные ответы. Большинство идет продолжать образование в вуз, который выбрали родители.

Я ни в коем случае не говорю, что высшее образование не нужно. Просто образование, навязанное родителями, или "абы какое, лишь бы высшее", обычно пропадает впустую вместе с вложенными в него деньгами и временем.

Если ребенку нравится что-то делать, он из любого "непрестижного" занятия сможет сделать что-то действительно стоящее. И можно быть спокойными за его самореализацию и гармонию с самим собой.

Толерантность. Границы стерлись, и ваш ребенок не сможет нормально взаимодействовать с миром, если при виде человека, отличающегося от него расой, вероисповеданием, сексуальной ориентацией, социальным статусом или имеющего какие-либо физические недостатки, будет впадать в ступор. Все мы разные, со своими взглядами и особенностями, и, чтобы взаимодействовать, людям нужно учиться принимать и понимать друг друга.

Умение быть личностью. Иногда мне кажется, что за семь десятилетий Советского Союза навык не выделяться и быть серой массой закрепился на генетическом уровне. Оставаться незамеченным, не высовываться, быть как все! Твое "я" ничего не значит. Главное - не отрываться от коллектива.

В определенном возрасте у ребенка возникает вполне естественное желание быть похожим на кого-то. Но со временем это проходит. Однако, к сожалению, не у всех.

Вот, у моей сотрудницы дети уже машину купили, дом построили и дерево посадили! А вы вообще ничего не делаете и непонятно, чем занимаетесь!

На работу нужно ходить! А ты в Интернете сидишь или по встречам шляешься непонятным! Разве это работа? Что я людям скажу, если спросят?

Такие варианты родительских высказываний встречаются очень часто. Получается, что человек живет не своей жизнью, а какой-то "принятой в обществе". Да, определенные социальные нормы нужно соблюдать (раз уж мы живем в обществе, а не в дремучем лесу), но полностью подстраивать свою жизнь под мнение большинства - не лучший выбор!