Понятие психологии труда. Что изучает психология труда? Что такое психология труда определение




В современном обществе возрастает роль психологических знаний о трудовой деятельности человека в связи с особенностями социально-экономического и технического развития всех сфер и форм нашей жизни, увеличением сложности, ответственности и опасности многих видов труда, повышением требований к уровню функциональных резервов человека при выполнении профессиональных задач.

Знания психологических закономерностей трудовой деятельности, возможностей и ограничений человека в реализации трудовых задач, законов взаимной адаптации человека и орудий труда являются целью и предметом научно-практической дисциплины "психология трудовой деятельности". Психология трудовой деятельности - это отрасль психологической науки, изучающая условия, пути и методы научно обоснованного решения практических задач в области функционирования и формирования человека как субъекта труда.

Основными задачами психологии трудовой деятельности являются изучение и разработка практических рекомендаций по следующим проблемам:

  • 1) психологические особенности конкретных видов профессиональной деятельности (ее средств, содержания, условий и организации, анализ ошибок, классификация профессий и т. д.);
  • 2) влияние индивидуально-психологических особенностей человека на эффективность, надежность, безопасность труда;
  • 3) психологические закономерности формирования профессиональной пригодности человека (профориентация, профотбор, профподготовка, адаптация к труду);
  • 4) функциональные состояния субъекта труда (утомление, эмоциональное напряжение, стресс, монотония и др.) и методы их диагностики, профилактики и коррекции;
  • 5) психологические закономерности взаимодействия человека и техники;
  • 6) инженерно-психологическое обеспечение (проектирование, оценка) процесса создания и эксплуатации новой техники и т. д.

Психология трудовой деятельности занимается не только изучением и обоснованием путей, методов и средств совершенствования деятельности, но также исследованием фундаментальных явлений психики человека (формирование субъекта труда, механизмы регуляции состояний, роль личностных особенностей в трудовом поведении, формирование профессиональных способностей и т. д.).

Труд, профессия, специальность. Труд - это целесообразная деятельность по преобразованию окружающего мира для удовлетворения потребностей человека. Труд является одним из основных видов осознанной активности человека, которая служит средством и способом его самореализации в личной и общественной жизни, общения, познания себя и окружающего мира, развития себя как личности, самоутверждения, создания материальных и духовных ценностей и личного достатка.

Реализация функций труда требует создания определенных предпосылок для его успешной реализации:

  • 1) отбор людей, наиболее пригодных для конкретной деятельности;
  • 2) профессиональная подготовка;
  • 3) рациональные условия и организация трудового процесса;
  • 4) удобство и эффективность орудий труда;
  • 5) адекватность возможностей человека рабочим нагрузкам;
  • 6) система безопасности труда, сохранения профессионального здоровья и долголетия, психологической поддержки работоспособности.

Труд (его содержание, условия, цели) должен способствовать развитию личности человека, приносить ему радость и удовлетворение достигнутыми результатами. В психологии является доказанным и приобрело силу аксиомы утверждение, чти "психика человека проявляется и формируется в деятельности. Развитие личности... происходит не в любой деятельности, но в нормально напряженной за счет инициативы, активности, мотивов субъекта этой деятельности..." (Климов Е.А., 1996). Труд - это процесс реализации человеческих ресурсов в области психологических, физиологических, профессиональных и других функциональных возможностей человека, величина которых неодинакова у разных людей и меняется в зависимости от возраста, профессиональной подготовленности, состояния здоровья и т. д.

Решение многих прикладных задач по совершенствованию трудовой деятельности, а также изучение фундаментальных явлений психической активности человека связаны с необходимостью рассмотрения особенностей взаимосвязи различных компонентов структуры трудовой деятельности.

Особенности конкретной профессии отражают содержание определенной трудовой деятельности, хотя ее элементы могут быть присущи и другим профессиям, а само содержание понятия профессия не сводится только к характеристике сущности данной деятельности. Профессия - это совокупность форм деятельности, объединенных родственными особенностями объекта, содержания, средств, организации, результата труда и требованиями к подготовке субъекта труда. В этом понятии отражены разные уровни и различные стороны конкретных видов трудовой деятельности: труд психология профессиональный

  • 1) объект и предмет труда, его содержание, условия и организация;
  • 2) целевая функция и характер результата труда;
  • 3) особенности субъекта труда - его знания, навыки, умения, способности;
  • 4) экономические и социальные стороны - трудоустройство, удовлетворение материальных потребностей, утверждение социального статуса;
  • 5) вид деятельности, характерный для совокупности людей, объединенных единой направленностью, занятых в единой предметной области.

Специальность - это конкретная форма деятельности, которая характеризуется специфическими особенностями целей, процесса, средств труда и профессиональной подготовки субъекта труда. Понятие "специальность" обычно используется для характеристики относительно частного и более конкретного вида деятельности (внутри профессии), что отражает возможность более или менее дробного разделения труда (например, профессия - врач, специальность - терапевт, хирург, окулист и т. д.).

Развитие психологической системы деятельности происходит как в процессе профессиональной подготовки субъекта труда, так и при последующем становлении профессионала, его совершенствовании. Формирование этой системы означает включение в процесс освоения деятельности профессионально значимых для нее функциональных блоков субъекта, их опредмечивание (наполнение предметным содержанием), ориентация на реализацию конкретных рабочих функций, а также установление и закрепление взаимосвязей между отдельными блоками. представлена структурная схема функциональных блоков психологической системы деятельности. Она включает:

  • 1) мотивы деятельности, ее побудительные силы (материальные, познавательные, эстетические и т. д.);
  • 2) цели деятельности, которые формируют ее содержание и выражаются в конкретных ожидаемых результатах;
  • 3) программы деятельности, которые отражают представления о реальном ее содержании и процессе;
  • 4) информационная основа деятельности - совокупность информации о ее предметных и субъектных условиях реализации (в форме как реальных сигналов, так и образов, представлений этих сигналов, включая конкретные профессиональные знания);
  • 5) процессы принятия решения - выявление проблемной ситуации, выдвижение гипотез (вариантов решений), определение принципа решения, выработка суждения о вариантах решения, их оценка (выбор наиболее оптимального варианта);
  • 6) психомоторные процессы и рабочие действия реализуют деятельность в форме процедур, моторных актов и участвуют в регуляции деятельности (по механизму обратной связи);
  • 7) профессионально важные качества - психологические особенности субъекта труда, отражающие влияние конкретного трудового процесса на совокупности индивидуально-психологических качеств, функций.

Профессиональная деятельность человека

Важными аспектами профпсихологии являются анализ профессиональной деятельности, установление типичных профессиональных задач, ситуаций, трудностей, выяснение профессиональных требований.

Основываясь на анализе исходной проблемной ситуации и определении предмета профпсихологии. Сформулируем ее основные задачи:

  • 1) обоснование методологии профпсихологии, включающей концепцию профессионального становления личности, ведущие понятия и принципы исследования;
  • 2) разработка исследовательских методик, адекватных предмету профпсихологии, и проектирование собственных методов;
  • 3) психологический анализ, классификация и характеристика профессий; разработка принципов и методики проектирования профессий;
  • 4) исследование психологических механизмов и закономерностей профессионального становления личности; определение факторов, детерминирующих динамику этого процесса; психологический анализ кризисов профессионального становления;
  • 5) изучение профессиональных деструкции специалиста: стагнации и деформаций личности, снижения профессиональной работоспособности;
  • 6) разработка психодиагностических средств мониторинга профессионального развития личности и аттестации специалистов;
  • 7) психологическое сопровождение профессионального становления личности: поддержка, стимулирование и помощь в течение всей профессиональной жизни человека; профконсультирование, личностно-развивающие технологии профессионального образования, аттестация, психотехнологии профессионального роста, профессиональная коррекция и реабилитация, психологическая подготовка к уходу из профессии.

Исследовательские методы профпсихологии имеют общепсихологическое происхождение, методика отражает специфику предмета изучения.

При адаптивном поведении в самосознании человека доминирует тенденция к подчинению профессиональной деятельности внешним обстоятельствам в виде выполнения предписанных требований, правил, норм. Имеются в виду процессы самоприспособления, а также процессы подчинения среды исходным интересам человека. В деятельности специалист, как правило, руководствуется постулатом экономии сил и пользуется, главным образом, наработанными алгоритмами решения профессиональных задач, проблем, ситуаций, превращенными в штампы, шаблоны, стереотипы.

Осознание человеком своих потенциальных возможностей, перспективы личностного и профессионального роста побуждает его к постоянному экспериментированию, понимаемому как поиск, творчество, возможность выбора. Решающим элементом данной ситуации профессионального развития является возможность и необходимость делать выбор, а значит, ощущать свою свободу, с одной стороны, и свою ответственность за все, что происходит и произойдет, с другой.

На стадии профессиональной стагнации, когда специалист приспособил свои индивидуальные способности и возможности к требованиям профессиональной среды и существует за счет достижений прошлого, эксплуатации стереотипов, канонизации и универсализации собственного опыта, возникают предпосылки для снижения профессиональной активности, профессионального роста специалиста, невосприимчивости к новому.

Однако несовпадение Я-действующего и Я~отраженного может приводить как к попыткам изменения своего внутреннего мира, так и к попыткам изменения внешней среды, своего окружения.

Эмпирическое Я человека с низким уровнем развития самосознания не позволяет ему освободиться от собственных эгоцентрических установок, утилитарно-отчужденной позиции. Человек с высоким уровнем развития самосознания способен выйти за пределы своего эмпирического Я, что создает условия для проявления в сознании и деятельности его творческого Я. Таким образом вектором профессионального развития выступает творческое Я личности.

Рассматривая профессиональное развитие как непрерывный процесс самопроектирования личности, мы выделяем в нем три основные стадии, качественно отличающиеся друг от друга уровнем развития самосознания: самоопределение, самовыражение и самореализация. На стадии самореализации соотнесение знаний о себе происходит в рамках "Я и высшее (творческое) Я". На этой стадии, формируется жизненная философия человека в целом, осознается смысл жизни, своя общественная ценность. Расширение рамок осознания самого себя, своего места в жизни, своей миссии вступает в противоречие с возможностью реализации себя в профессиональной деятельности. Осознавая односторонность профессионального развития, человек преодолевает ее и тем самым удовлетворяет потребность во всестороннем развитии, т.е. потребность реализовать собственное творческое Я.

Основы экономической психологии

Экономическая психология, исследующая отражения человеком и группами людей экономической реальности, особенности и механизмы экономического поведения, сформировалась как самостоятельное междисциплинарное направление и отрасль научного знания в первой половине XX в. и в последнее время развивается достаточно интенсивно.

Как известно, экономическая теория изучает производственные отношения в тесной связи с производительными силами, причем - отношения эти рассматриваются как независимые от воли и желания человека. А потому вопрос о том, как эти отношения отражаются в психологии людей, влияет психология человека каким-то образом на экономические отношения, экономическую теорию интересуют очень мало - по крайней мере, так было до недавнего времени.

Следовательно, актуальность развития отечественной экономической психологии можно объяснить следующими причинами: особенности социально-экономического развития (радикальные экономические преобразования, изменение экономических отношений, появление новых экономических субъектов); состояние внутренней готовности и возможности психологической науки; заинтересованность экономической науки в получении дополнительных фактов, закономерностей для решения вопросов на стыке экономики и психологии; накопленный психологической наукой исторический опыт интенсивного формирования научно-практических отраслей психологии в ответ на острые практические потребности общества в конкретный исторический период его развития; особенности отечественного менталитета, что приводит особый интерес к отдельным экономико-психологическим феноменам и проблемам, а именно: отношений к собственности, бедности и богатства, денег и отношение к ним; насущная практическая потребность (коммерческие организации, например, заинтересованы в быстром развитии отдельных направлений экономической психологии, таких как психология рекламы, поведение потребителей). Исходя из вышесказанного, можно констатировать, что появление экономической психологии является, закономерным феноменом. А. Журавлев предлагает ряд критериев, по которым можно оценить реальное место экономической психологии в психологической науке как системе знаний: выполнение специализированных исследований экономико-психологической проблематик; наличие различных форм реально действующих профессиональных собраний специалистов по экономической психологии (семинаров, конференций); объем и значимость научных публикаций, как в научных журналах, так и в отдельных изданиях экономико-психологического характера; введение профессиональной подготовки экономических психологов на профильных психологических и других факультетах вузов; наличие институционально оформленных структурных подразделений в научных и учебных организациях. Анализ выделенных критериев позволяет определить перспективы развития экономической психологии в стране: создание специальной профессиональной ассоциации экономических психологов; публикация авторских монографий по экономической психологии; издание специализированного профессионального журнала по экономической психологии; введение в вузах специальности экономического психолога; увеличение количества диссертационных (кандидатских и докторских) работ по экономической психологии.

При рассмотрении предмета экономической психологии с позиций создания и моделирования новых экономических систем на макроэкономическом уровне экономическая психология по своим объектам и предметам, ближайшая к таким научным направлениям, как эргономика, организационная психология, социальная психология, психология управления и менеджмент, психология труда и инженерная психология, экономика и социология труда. Процесс анализа и функционирования экономических систем на макроэкономическом уровне, анализ их эффективности дает основания рассматривать экономическую психологию как дисциплину, объясняет закономерности отклонения от экономических законов и законов экономической социологии с точки зрения уникальности человеческого поведения на уровне больших групп, целых народов и государств.

Изучение экономической психологии связано с экономической теорией, экономическим поведением различных слоев населения, психологическими аспектами экономической политики, психологическими основами рынка потребления и целым рядом других проблем, а особенно - со стратегическим, инновационным менеджментом. Наиболее явно прослеживается связь экономической психологии с инженерной психологией, изучающей "человека среди машин"; эргономикой, психологией и социологией труда, сосредоточенных на "человеку в труде"; экономической теорией; социальной психологией, что имеет дело с "человеком среди людей"; менеджментом, маркетингом, социологией, политологией и философией. Рассмотрим связь экономической психологии с некоторыми, выше указанными, науками более детально.

Экономическая психология разрабатывает теорию и практику экономического поведения людей как конкретной формы социального поведения со своей спецификой, поэтому знание общих закономерностей поведения способствует пониманию экономического поведения. Именно поэтому экономическая психология тесно связана с социальной. Взаимосвязь экономической психологии и этики заключается в совместном изучении феномена делового общения в трудовой, управленческой и предпринимательской деятельности. На границе с психологией личности экономическая психология исследует влияние индивидуально-психологических факторов на восприятие и оценку социально-экономических явлений и особенностей экономического поведения индивидов.

Экономическая психология очень тесно связана с экономической социологией, имеет подобную структуру и предметное поле. Спецификой экономической психологии является исключительное внимание к субъективным, психологическим, сознательным и бессознательным явлениям, связанных с отражением человеком экономической сферы жизнедеятельности и психологической регуляцией ее экономического поведения.

Экономическая психология относится к тому направлению психологической науки, потребность в котором вызвана социально-экономическими изменениями в стране, а методологический базис данного научного направления заложен всей историей взаимодействия экономики и психологии, субъектами экономической деятельности и процессами производства, обмена и потребления. Экономическая психология исследует человека в мире вещей, психологию участника хозяйственной деятельности, психологические закономерности регуляции поведения и деятельности человека в экономической среде общества. В широком смысле экономическая психология является психологией субъекта хозяйственных отношений, которым может быть один человек, нация, организация или государство.

Задача экономической психологии реализуются главным образом в прикладном плане - через распространение знаний о том, как можно повысить производственную эффективность - прежде всего на микроэкономическом уровне. Обоснование легитимности социально-экономических изменений, происходящих в обществе, позволит экономической психологии на макро-экономическом уровне объяснить всем слоям населения экономическую стратегию страны именно через экономические интересы, стимулы и мотивацию к труду в условиях имущественных, финансовых и других прав граждан.

Список литературы

  • 1. Дмитриева М.А. и др. Психология труда и инженерная психология. Л., 1979.
  • 2. Климов Е.А., Носкова О.Г. История психологии труда в России. М., 1992.- 221 с.
  • 3. Климов Е.А. Введение в психологию труда. М., 1986.
  • 4. Котелова Ю.В. Очерки по психологии труда. М., 1986.
  • 5. Котелова Ю.В. Из истории советской психологии труда // Вопросы психологии. 1967.№ 5.
  • 6. Левитов Н.Д. Психология труда. М., 1963.
  • 7. Платонов К.К. Вопросы психологии труда. М., 1962.
  • 8. Климов Е.А. Введение в психологию труда: учебник для ВУЗов/ Е.А. Климов - М.,1998.-350 с.
  • 9. Леонова А.В. Чернышева О.Н. Психология труда и организационная психология: Современное состояние и перспективы развития. -- М.:Радикс,1995.-253с.
  • 10. Лихи Т. История современной психологии.-3-е изд.-СПб.:Питер,2003. --448с. - (Серия "Мастера психологии").
  • 11. Носкова О.Г. Психология труда: Учеб. пособие для студ.высш.учеб.заведений./Под ред. Е.А. Климова. - М.: Издательский центр "Академия", 2004. --384с.
  • 12. Психология труда: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений./ под ред. проф. А.В. Карпова. - М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. - 352с.

1.1 Предмет и задачи психологии труда.

1.1.1 Психология труда как самостоятельная дисциплина

Существует много определений этой науки:

«Психология труда », это …..

· наука, связанная с исследованием психических явлений в процессе работы.

· наука, изучающая психологические закономерности формирования конкретных форм трудовой деятельности и отношения человека к труду.

· область психологии, изучающая закономерности проявления и формирования в процессе труда различных психологических механизмов.

Существует мнение, что следует разделять описание этой науки в широком и узком смыслах . В рамках этого подхода в узком смысле под психологией труда понимается «комплекс научных дисциплин о труде как процессе функционирования и развития человека как субъекта труда, как отдельного индивида; это комплекс дисциплин о теоретико-методологических, психофизиологических и психологических основаниях труда, о психологических характеристиках конкретной профессиональной деятельности, о профессионально важных качествах отдельного индивида как субъекта труда, профессиональных кризисах и деструкциях, деформациях, заболеваниях». Психологией труда в широком смысле называют «комплекс научных дисциплин о труде, как культурной и социальной активности человека, выступающего в качестве его субъекта, его ключевого компонента, ее системообразующего фактора»

Последнее определение является достаточно емким, но, по сути, является определением не одной науки «психология труда», а целого ряда научных дисциплин - эргономики, инженерной психологии, социологии, экономической психологии и т. д., и поэтому не подходит для определения конкретной дисциплины.

Если попытаться обобщить и сжать все вышеприведенные описания данной науки, то можно дать следующее определение:

1.1.2 Основные задачи и направления исследований

Главные задачи психологии труда на современном этапе непосредственно связаны с общественными задачами совершенствования производственных отношений и повышения качества труда, улучшения условий жизни, устранения аварийных ситуаций, демократизации и формирования психологического типа работника, соответствующей культуры труда.

Выделяются следующие основные направления исследований:

§ способы повышения производительности труда

§ рационализация труда и отдыха,

§ формирование профессиональной мотивации

§ оценка профессиональной пригодности

§ оптимизация отношений в трудовых коллективах.

§ психологическая подготовка молодежи к трудовой деятельности

§ проблемы и кризисы профессионального развития

§ профессиональные стрессы и конфликты

§ психология безопасности труда

В качестве методов исследования в психологии труда используются:

§ естественный и лабораторный эксперимент

§ наблюдение,

§ интервью,

§ анкетные обследования,

§ психологические тесты,

§ тренажеры,

§ метод функциональных проб и другие методы.

1.1.3 Прикладное значение психологии труда

Как и вся психология в целом, психология труда принципиально отличается от многих других наук о человеке (анатомии, физиологии, антропологии) нематериальностью своего предмета - психики человека . Труд нельзя свести к биомеханике и физиологии. В частности, трудность и тяжесть работы зависит не от ее физических параметров, а от субъективного психологического отношения к процессу труда. Спичка очень легкая. Но если предложить человеку целый день перекладывать спички слева направо и наоборот, то такой труд будет казаться изнурительным и тяжелым. Если же предложить тому же человеку перекладывать пачки денег, с условием, что каждая тысячная пачка будет его, то он будет делать это с энтузиазмом, не замечая усталости. Работа кажется тяжелой, когда она бессмысленна, делается под принуждением, когда в ней отсутствует творческое начало. Поэтому одной из задач психологии труда является создание условий для повышения притягательности трудовой деятельности для человека, обогащение ее творческим началом и положительными эмоциями.

Как показывают многие теоретические и экспериментальные исследования последних лет, мотивация человека к производительному труду может с успехом осуществляется не только и не столько деньгами, а другими «высшими» факторами - стремлением к творческой самореализации, исследовательской мотивацией, желанием получить одобрение товарищей по работе, ощущением причастности к масштабным планам общества и т. д. Примерами действия этих «надматериальных» факторов мотивации являются трудовые подвиги советского народа при освоении целинных земель и строительстве Байкало-Амурской магистрали.

1.1.4 Проблема предмета психологии труда.

По одному из определений, предмет психологии труда - это субъект труда , т.е. «работник, способный к спонтанности и рефлексии своей спонтанности в условиях производственной деятельности» . С точки зрения этих авторов, субъект труда (работающий человек) рассматривается как "носитель" предметно-практической деятельности и познания, источник активности, направленной на объект.

Однако, в таком случае, определение предмета данной науки дано излишне узко, ибо получается, что психология труда изучает только человека в отрыве от трудового процесса и производственной среды - то есть объекта труда. Под объектом труда чаще всего понимают "конкретный трудовой процесс, нормативно заданный, включающий предмет, средства, цели и задачи труда, а также правила исполнения работы и условия ее организации ". Поэтому более правильным будет расширение первоначального определения до следующего варианта:

Что же касается психологических явлений, указанных в данном определении, то, как известно, они бывают четырех типов: психические процессы, психические состояния, психические свойства личности и психические образования . Соответственно, предметом психологии труда могут все эти явления без исключения (Табл. 1.1).

Табл. 1.1 Психические явления, являющиеся предметом психологии труда

Психические явления

Примеры изучения психологией труда

Психические процессы

Процесс внимания у оператора атомной электростанции.

Пространственное восприятие у водителя автотранспорта.

Особенности логического и интуитивного мышления у биржевых аналитиков.

Психические состояния

Состояние профессионального стресса у работников МЧС при ликвидации последствий техногенных катастроф.

Состояние профессионального выгорания у врачей-онкологов.

Состояние фрустрации у профессиональных спортсменов после череды поражений.

Психические свойства

личности

Оценка профессиональных личностных качеств претендента на рабочее место в процессе профотбора.

Учет особенностей личности школьника при подборе возможных процессий во время индивидуальной профессиональной ориентации.

Психические образования:

Поиск оптимального способа формирования знаний, умений и навыков в процессе обучения работников сложными сенсомоторными операциями при конвейерном производстве.

Поэтому можно схематично изобразить понимание предмета труда следующим образом (Рис. 1.1):

Рис. 1.1 Предмет «Психологии труда»

1.2 Дисциплины, смежные с «Психологией труда»

1.2.1 Психология труда и другие науки

Многие самостоятельные науки в рамках своих методологических подходов рассматривают некоторые вопросы, имеющие прямое отношение к предмету научной дисциплины «Психологии труда».

Философия (объект и субъект труда, труд как источник возникновения человека, как регулятор общественных связей).

Социология (общественная организация труда, социальные факторы выбора профессии, отношение молодежи к труду, реабилитация инвалидов и т. д.)

Педагогика (трудовое воспитание, производственное обучение, формирование творческого отношения к труду).

Экономика (производительность труда, нормирование труда, оплата труда).

Юриспруденция (трудовой договор, коллективный договор, обязанности работника и администрации, порядок рассмотрения трудовых споров).

Физиология труда (работоспособность, утомление, режим труда и отдыха, рабочие позы, напряженность труда).

Гигиена и санитария (санитарное нормирование факторов производственной среды, запыленность, загазованность).

Врачебно-трудовая экспертиза (потеря трудоспособности, инвалидность, степень утраты трудоспособности).

В качестве примера тесной взаимосвязи между «Психологией труда» и другими фундаментальными науками о человеке можно привести взгляды на труд известного философа и экономиста Карла Маркса. Его работы оказали глубочайшее влияние на отечественную философию, которая, опираясь на его работы, определяет труд как «целенаправленную деятельность человека, в процессе которой он при помощи орудий труда воздействует на природу и использует ее в целях создания предметов, необходимых для удов-летворения своих потребностей» .

Согласно представлениям К. Маркса, труд человека носит целенаправленный характер в отличие от деятельности животных, основанной на «слепых» инстинктах. В своей главной работе «Капитал» К. Маркс писал:

«Труд есть, прежде всего, процесс, совершающийся между человеком и природой, процесс, в котором человек своей собственной деятельностью опосредствует, регулирует и контролирует обмен веществ между собой и природой. Веществу природы он сам противостоит как сила природы. Для того чтобы присвоить вещество природы в известной форме, пригодной для его собственной жизни, он приводит в движение принадлежащие его телу естественные силы: руки и ноги, голову и пальцы. Воздействуя посредством этого движения на внешнюю природу и изменяя ее, он в то же время изменяет свою собственную природу. Он развивает дремлющие в последней силы, и подчиняет игру этих сил своей собственной власти.

Мы не будем рассматривать здесь первых животнообразных инстинктивных форм труда... Мы предполагаем труд в такой форме, в которой он составляет исключительное достояние человека. Паук совершает операции, напоминающие операции ткача, и пчела постройкой своих восковых ячеек посрамляет некоторых людей-архитекторов. Но и самый плохой архитектор от наилучшей пчелы с самого начала отличается тем, что, прежде чем строить ячейку из воска, он уже построил ее в своей голове. В конце процесса труда получается результат, который уже в начале этого процесса имелся в представлении человека, т. е. идеально. Человек не только изменяет форму того, что дано природой, он осуществляет в то же время и свою сознательную цель, которая как закон определяет способ и характер его действий и которой он должен подчинять свою волю» .

Как отмечал С.Л. Рубинштейн, «направленный по своей основной установке на производство, на создание определенного продукта, труд — это вместе с тем и основной путь формирования личности. В процессе труда не только производится тот или иной продукт трудовой деятельности субъекта, но и сам субъект формируется в труде. В трудовой деятельности развиваются способности человека, формируется его характер, получают закалку и переходят в практические действенные установки его мировоззренческие принципы.

Своеобразие психологической стороны трудовой деятельности связано, прежде всего, с тем, что по своей объективной общественной сущности труд является деятельностью, направленной на создание общественно полезного продукта. Труд — это всегда выполнение определенного задания; весь ход деятельности должен быть подчинен достижению намеченного результата; труд требует, поэтому, планирования и контроля исполнения, он всегда заключает определенные обязательства и требует внутренней дисциплины». .

1.2.2 Отрасли психологии, примыкающие к «Психологии труда»

В настоящее время на стыке социологии, экономики, инженерного дела, с одной стороны, и психологии труда - с другой, формируются новые научные дисциплины и направления научно-прикладных исследований, насыщенные межпредметными связями и понятиями (Рис. 1.2). Некоторые из этих дисциплин только зарождаются, а некоторые еще не отделились друг от друга. Так, например, такие дисциплины как «Психология управления», «Психология кадрового менеджмента» и «Организационная психология» весьма близки между собой как по кругу изучаемых вопросов, так и по используемым методам. С другой стороны, имеются и синтетические науки, развивающие междисциплинарный подход при изучении трудовой деятельности. Примером таких наук является эргономика.


Рис. 1.2 Связь психологии труда с другими науками.

В «Общей психологии» наиболее близким разделом к «Психологии труда» является раздел «Психология деятельности», а так как социально обусловленная деятельность бывает разных видов, то, соответственно, смежными дисциплинами будут: «Психология профессионального обучения», «Спортивная психология», «Психология безопасности труда», «Психология здоровья», «Инженерная психология» и т. д.

Например, «Инженерная психология » занимается изучением взаимодействия человека и различных технических устройств. Это научная дисциплина, изучающая объективные закономерности процессов информационного взаимодействия человека и техники с целью использования их в практике проектирования, создания и эксплуатации систем «человек-машина». Нередко причиной аварии на производстве является так называемый «человеческий фактор» - то есть несоответствие человека и технической системы, которой он управляет. Это может быть скорость его реакции, объем перерабатываемой информации, его анатомические особенности и т. д. Поэтому инженерная психология изучает информационное и эргономическое взаимодействие человека со сложной техникой, а также функциональное состояние человека-оператора в процессе деятельности (особенно - в напряженных и экстремальных условиях). В связи с все более узкой специализацией в последнее время можно говорить о выделении из инженерной психологии таких научных направлений, как авиационная психология, космическая психология, промышленная психология и т. д.

«Организационная психология » (иногда ее обозначают как «Психология управления») исследует психологические аспекты взаимоотношения между работниками в процессе труда, особенно - в больших организациях. К ее задачам относятся условия оптимизации этих взаимоотношений в целях повышения производительности труда, особенности иерархических взаимоотношений людей в трудовых коллективах и влияние этих отношений на трудовые процессы, а также вопросы личностного развития, как отдельных работников, так и трудовых коллективов в целом.

В последнее время в России как самостоятельная дисциплина активно развивается «Психология кадрового менеджмента », задачей которой является изучение закономерностей оптимального подбора и сопровождения кадров предприятия в процессе их адаптации к трудовой деятельности и становления профессионализма работников.

Еще одна научная дисциплина, примыкающая к «Психологии труда» - это «Эргономика ». Данная наука позиционируется как комплексное изучение человека в труде на стыке разных наук в виде системы "человек - коллектив - машина - среда - социум - культура - природа", которую обозначают как "эргономическая система". Как это часто бывает при формировании нового научного направления, взгляды разных ученых на предмет эргономики этой науки могут различаться. Согласно одному из определений, «предметом эргономики как науки является комплексное изучение закономерностей взаимодействия человека (группы людей) с техническими средствами, предметом деятельности и среды в процессе достижения целей деятельности и при специальной подготовке к ее выполнению» .

Понятие «психология» возникло на рубеже XVI-XVII вв.; ее автором чаще всего считают немецкого богослова Гоклениуса. Этимологически это слово происходит от древнегреческого psyche (душа) и logos (учение, знание, наука). В научно-философский язык его впервые ввел немецкий ученый Христиан Вольф в XVIII в. .

Примечательно, но затруднения в определении объекта и предмета научной дисциплины испытывают многие науки. Выделению более или менее признанного учеными объекта и предмета исследования научной дисциплины обычно предшествует многолетняя активная научная полемика, но и позже эти вопросы остаются одними из наиболее теоретически трудных. Такое состояние науки периодически повторяется. Так, например, было в отношении объекта и предмета общей психологии (П. Я. Гальперин, В. Н. Дружинин, Б. Ф. Ломов, А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн и др.), психологии личности (А. Г. Асмолов), социальной психологии (Г. М. Андреева) и других областей.

В психологии труда эта проблема в определенной степени обусловлена молодостью психологии как науки (официальной датой ее рождения принято считать 1879 г., когда в Лейпциге Вильгельмом Вундтом была создана первая экспериментальная психологическая лаборатория); недостаточно обширной областью общепризнанных

1.1. Объект, предмет изучения и задачи психологии труда 25

знаний («жесткого каркаса» знаний, по П. Я. Гальперину); тесной зависимостью науки от динамичности развития общества, промышленных сил, культуры; исторических особенностей социального заказа; объективной сложностью психики как высшей формы движения материи.

Под объектом науки чаще понимается область реальности, на изучение которой направлена данная наука. Предметом называют те стороны реальности, которыми представлен в данной науке ее объект, являющиеся областью пристального интереса ученых в данный исторический период. Так, например, человек может быть объектом изучения ряда естественных и гуманитарных наук, психология - лишь одна из них. Но даже сильно сужая объем изучаемой реальности и выделяя, например, психику человека в качестве объекта исследования, мы должны признать, что и психика также может быть объектом изучения многих наук. Понятно, что достаточно сложно определить (о-предел-ить) совокупность процессов и явлений, представляющих собой онтологическую целостность, функциональное единство и устойчивость; совокупность структурных, функциональных и системных связей, изучением которой достаточно полно и успешно можно заниматься в рамках и возможностях отдельной научной дисциплины.

В психологии труда ученые чаще говорят о ее предмете и реже - о ее объекте (что объясняется вышеуказанными обстоятельствами); характеризуя дисциплину, чаще говорят о «комплексе наук о труде» .


По мнению Е. А. Климова 1 , психология труда есть «система психологических знаний о труде как деятельности и трудящемся как ее субъекте» . В рамках дисциплины можно говорить о «фактах и закономерностях психики человека, занятого трудом, трудящегося или человека, формирующегося в качестве субъекта труда» . Е. А. Климов акцентирует внимание на динамичности дисциплины, полагая, что она представляет собой «множество взаимодействующих, возникающих и "сходящих на нет", дифференцирующихся и интегрирующихся течений, подходов, научных направлений, школ, концепций. И важнейшая задача здесь - не взывать к абстрактной

" Климов Евгений Александрович - доктор психологических наук, профессор, академик РАО. С 1986 по 2000 г. - декан факультета психологии МГУ им. М. В. Ломоносова. Президент Российского психологического общества. Автор более 150 работ по проблемам психологии труда, генезиса профессионального сознания и самосознания, индивидуальному стилю деятельности.

26 Глава i. Психология труда как область научного знания о труде

логике, а реально строить глуооко эшелонированную систему, включающую, как минимум, четыре звена: теоретический поиск, целенаправленные фундаментальные исследования, прикладные исследования и... пригодные для практического внедрения разработки». Психология труда является именно научной дисциплиной - как отрасль психологии, изучающая условия, пути и методы научно обоснованного решения практических задач в области функционирования и формирования человека как субъекта труда. «Иллюзия только лишь прикладного характера психологии труда возникает в связи с тем, что труд по своей природе - условие и звено общественной практики... но это не исключает или тем более делает излишним фундаментальный подход к его психологическому изучению» .

Важнейший предмет изучения науки - человек как субъект труда. Понятие «субъект» подчеркивает роль человека как активного начала, как творца по отношению к противостоящим ему объектам предметной и социальной среды, материального мира, а не только лишь «исполнителя» внешне заданных отношений; как интегрирующий компонент системы «субъект-объект», обеспечивающий взаимодействие всех ее компонентов.

Е. А. Иванова рассматривает труд исключительно в контексте понятия «деятельность»: «основным видом деятельности человека является социально обусловленный, осознанный, целенаправленный труд, главные характеристики которого присущи и профессиональной (предметной) деятельности» .

Н. С. Пряжников предметом психологии труда считает один из компонентов системы «субъект-объект»: «...предмет психологии труда - это субъект труда, т. е. работник, способный к спонтанности и рефлексии своей спонтанности в условиях производственной деятельности» . При этом субъект (индивид или социальная группа) понимается как носитель предметно-практической деятельности и познания, как источник активности, направленной на объект. Под объектом труда понимается «конкретный трудовой процесс, нормативно заданный, включающий предмет, средства (орудия), цели и задачи труда, а также правила исполнения работы (технология трудового процесса) и условия ее организации (социально-психологические, микроклиматические, управление: нормирование, планирование и контроль)». Иначе, под объектом науки подразумевается второй компонент системы «субъект-объект», выступающий в качестве цели воздействия . В целом, однако, исследователь по-

1.1. Объект, предмет изучения и задачи психологии труда 27

нятийно не уравновешивает содержание основных компонентов дисциплины - есть определение ее предмета, но адекватно объект науки не определен.

Прежде чем мы определимся с ключевыми компонентами науки - ее объектом и предметом, обратимся к самому феномену «труд», его философскому, экономическому, культурному и психологическому содержанию.

Понимание К. Марксом сущности общественного производства и человека как субъекта деятельности легло в основу всей методологии отечественной психологической науки . Такое понимание разных социальных, социатьно-психологических и психологических феноменов красной нитью проходит в теориях многих отечественных ученых. Поэтому целесообразно сразу прямо представить эти положения, с тем чтобы в последующем лишь обозначать эти «исходные положения», обращая внимание читателя на методологические и логические первоисточники того или иного понимания обсуждаемых в книге феноменов.

Труд в отечественной психологии рассматривается как процесс, в котором человек посредством своей деятельности «опосредствует, регулирует и контролирует обмен веществ между собой и природой» 1 .

Труд есть сознательная деятельность людей, направленная на создание материальных и духовных благ, необходимых для удовлетворения потребностей общества и личности.

Основными чертами труда человека принято считать: его опосредствующую роль в процессе обмена веществ между человеком и природой; его целесообразность; значение идеального представления о результате, который предвосхищает трудовой акт; активизацию всех познавательных процессов (ощущения, восприятия, памяти, мышления, представления, воображения) в планировании и осуществлении трудовой деятельности. По мере усложнения техники роль этих процессов все более возрастает. Объективные и субъективные препятствия в процессе труда предполагают проявление человеком определенных волевых усилий, сформированной и формирующейся в процессе мо-тивационной и смысловой сферы. Труд является основным источником формирования и проявления разнообразных чувств человека, которые во многом определяются степенью удовлетворенности трудом, самим процессом и его результатами.

1 Маркс К., Энгельс Ф. Соч. М., 1958. Т. 23. С. 188.

28 Глава 1. Психология труда как область научного знания о труде

Рассматривая труд как сложное историческое, социальное, экономическое и культурное явление, для лучшего понимания его сущности необходимо различать два разных аспекта этого единого феномена. Под трудом в узком смысле слова мы будем понимать совместную целесообразную деятельность человека, направленную на поддержание своего физического существования, на удовлетворение своих естественных потребностей; деятельность, предполагающую ее разделение на отдельные действия, их регламентацию, координацию активности отдельного человека и групп людей. Труд в широком смысле есть общественный по характеру процесс взаимодействия людей как по преобразованию ими внешнего мира, так и собственной природы человека, процесс его становления и развития как личности, индивидуальности, активного субъекта своей жизнедеятельности.

Итак, первая сторона труда - определенное отношение человека к природе. Преобразуя внешнюю среду, человек тем самым преобразует н свою природу. Труд включает в себя следующие ключевые моменты:

1) целесообразную деятельность, или сам труд;

2) предметы труда;

3) средства труда;

4) результат труда.

В историческом процессе происходит формирование отношения к труду, в котором и создаются его ключевые понятия. Зрелое отношение к труду - это не только процесс поддержания физического существования, но и социальная активность человека ради самой потребности в труде. Становление труда как такового было фундаментальным основанием выделения человека из животного мира и его формирования как общественного индивида.

Вторая сторона труда - общественный характер отношений людей в процессе, условиях и результатах деятельного отношения к природе (кооперация, разделение, специализация труда и др.). Труд есть преобразование внешнего мира с позиции участвующего в нем человека, а производство - с позиции результата, продукта этого преобразования. При разных типах исторического развития труд выступает в различных формах .

Понятно, что психология труда может быть лишь частью разнообразных знаний о труде. При историческом анализе легко установить серьезную эволюцию представлений о труде. В целом труд -

явление общекультурное, более того - это явление прежде всего этическое .

Итак, признавая действительную сложность разработки понятийного аппарата науки, в настоящей работе определимся с основными рабочими понятиями данной научной дисциплины в ее современном состоянии.

Объектом психологии труда будем считать труд как социальную активность человека в качестве субъекта трудовой деятельности. Предмет психологии труда - это процессы, психологические факты и закономерности, порождаемые трудовой деятельностью человека, его развитием и функционированием в качестве индивида, субъекта, личности и индивидуальности.

В широком смысле психологией труда будем называть комплекс научных дисциплин о труде как культурной и социальной активности человека, выступающего в качестве его субъекта, его ключевого компонента, «системообразующего фактора».

В узком смысле психология труда есть комплекс научных дисциплин о труде как процессе функционирования и развития человека как субъекта труда, как отдельного индивида; это комплекс дисциплин о теоретико-методологических, психофизиологических и психологических основаниях труда, о психологических характеристиках конкретной профессиональной деятельности, о профессионально важных качествах отдельного индивида как субъекта труда, профессиональных кризисах и деструкциях, деформациях, заболеваниях.

Главная задача психологии труда - «изучать и помогать человеку строить оптимальную мотивацию и содержательную насыщенность труда» .

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Введение

Психология труда - одна из важнейших отраслей психологической науки. Она изучает многообразие проявлений психики в трудовой деятельности, ее развитие в различных видах труда, влияние длительной работы на психику, соответствие организации процессов труда психическим и психофизиологическим особенностям человека и другие проявления личностных, психологических и индивидуально-типологических факторов в труде. Трудовая деятельность является основным видом деятельности взрослого человека.

Место психологии труда в системе наук определяется положением психологии в системе наук, ее взаимосвязями с гуманитарными, техническими, общественными и естественными науками.

Психология интегрирует знания всех научных дисциплин, изучающих человека. Этим во многом обусловлено ее особое положение в системе наук. Б.М. Кедров поместил психологию почти в центр «треугольника наук», сместив ее ближе к философии и подчеркнув «родовую связь» с теорией познания. Ж. Пиаже поставил психологию в центр «треугольника», подчеркивая ее глобальную роль в целостном познании мира и многостороннюю связь с совокупностью всех научных дисциплин.

Б. Г. Ананьев рассмотрел связи психологии с другими науками в контексте разработанной им концепции комплексного человекознания.

Вслед за Ананьевым связи психологии с другими науками проанализировал Б.Ф. Ломов. Он выделил систему связей психологии:

1) с общественными науками (через отрасль психологии - социальную психологию и связанные с ней дисциплины);

2) с естественными науками (через психофизику, сравнительную психологию и психофизиологию);

3) с медицинскими науками (через патопсихологию, медицинскую психологию, нейропсихологию);

4) с педагогическими науками (через психологию развития, педагогическую и специальную психологию);

5) с техническими - науками (через инженерную психологию).

Взаимосвязи психологии труда с другими науками имеют свою специфику, определяемую объектом и предметом ее изучения и их связью. Психология труда, социальная психология, социология труда, история и другие общественные науки имеют точки соприкосновения при решении следующих задач: установление закономерностей развития коллективного субъекта деятельности, влияние общения в трудовом коллективе и профессионального общения на процесс и результат деятельности, изучение закономерностей становления, развития и функционирования больших групп.

Связь психологии труда с естественными науками обусловлена тем, что человек, изучаемый в качестве субъекта труда, является естественным существом, подчиняющимся законам природного мира. При изучении функциональных состояний, динамики работоспособности и утомления, динамических особенностей субъекта труда, его сенсорно-перцептивных процессов в труде, психосоматики и так далее, психология труда использует знания медицины, физиологии, анатомии, физики и других естественных наук. Так же психология труда активно использует математический аппарат и кибернетические схемы для обработки материала, построения моделей конкретной деятельности и оптимизации трудового процесса.

С техническими науками психология труда связана через инженерную психологию. Последняя изучает объективные закономерности процессов информационного взаимодействия человека и техники с целью использования их в практике проектирования, создания и эксплуатации систем «человек - машина». В инженерной психологии главный субъект труда - это оператор, человек, взаимодействующий со сложной техникой через информационные процессы.

Через проблемы профессионального обучения психология труда связана также с педагогическими науками. Педагогическая психология предоставляет психологии труда знания о функционировании и условиях - развития профессиональной деятельности на разных этапах обучения, предлагает инновационные стратегии профессионального обучения.

Таким образом, психология труда имеет тесные связи со множеством наук.

1. Объект, предмет, задачи и методы психологии труда

1.1 Объект, предмет, задачи психологии труда

Психология труда - одно из важнейших направлений современной психологической науки.

Объектом ее изучения является человек как реальный и единственный субъект трудовой деятельности.

Предметом же психологии труда, в отличие от других наук, является изучение психологических особенностей трудовой деятельности человека, установление закономерностей протекания психических процессов и формирования свойств личности в различных видах труда, изучение соответствия организации производственных процессов психологическим особенностям человека, а также выявление психологических факторов повышения производительности и качества труда.

Труд как процесс создания различных ценностей и как cpeдство формирования и развития личности только тогда выполняет свои позитивные функции, когда он хорошо организован и приносит удовлетворение работающему. Напротив, труд плохо организованный, изнуряющий и однообразный, вызывающий переутомление и профессиональные заболевания, не только не развивает личность, но и может приводить к ее разрушению и деградации. Поэтому одна из главных задач психологии труда состоит в том, чтобы добиться оптимального решения проблемы гуманизации труда человека. Под гуманизацией труда понимаются профилактика переутомления, профессиональных заболеваний, предупреждение производственного травматизма и профессиональной деформации личности, повышение содержательности труда, создание условий для всестороннего развития трудящегося, расцвета его способностей.

Психология труда решает задачи гуманизации труда своими средствами. Оптимизация использования свойств индивида, оптимизация состояний человека в труде достигаются такими практическими мероприятиями, как профессиональный психологический отбор, совершенствование профессиональной подготовки (и переподготовки), рационализация социальной и физической среды с учетом психологических способностей работающих. В психологии труда используются методы оценки и анализа деятельности, методы диагностики и прогнозирования способностей, методы изучения социальной структуры и психологического климата в коллективе, методы оценки состояний.

Так же к числу наиболее важных задач, решаемых психологией труда, относятся:

1. психологическое изучение различных видов труда с целью рациональной организации трудовых процессов;

2. выявление психологических факторов и условий, способствующих повышению производительности и качества труда;

3. изучение особенностей функционирования человеческой психики при выполнении трудовой деятельности и закономерностей формирования личности в труде;

4. определение психологических, социально-психологических и производственных условий, способствующих установлению гapмоничных связей и отношений между человеком и профессией;

5. изучение путей и предпосылок взаимной адаптации работающего человека и орудий труда, оптимального сочетания психофизиологических возможностей человека и возможностей различных технических систем и механизмов;

6. изучение различных психических состояний (усталости, пресыщения, эмоциональной напряженности и др.), возникающих в процессе работы и влияющих на здоровье и работоспособность человека;

7. выявление особенностей профессионального обучения, установление закономерностей формирования умений и навыков в процессе обучения различным видам трудовой деятельности;

8. изучение психологических аспектов профориентации, профотбора и расстановки людей в трудовом процессе, адаптации и стабилизации рабочих кадров на производстве.

Решая указанные задачи, психология труда приобретает исключительно важное практическое и теоретическое значение.

1.2 Методы психологии труда

Методы психологии труда - это совокупность способов и приемов изучения различных аспектов трудовой деятельности. Психология труда использует основные методы общей психологии, специфические методы психологии труда, а также некоторые методы других наук. Основными методами психологии труда являются наблюдение и эксперимент. Остальные методы выступают как вспомогательные.

НЕЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ МЕТОДЫ:

Наблюдение является неотъемлемой частью любого вида деятельности психолога труда. В процессе наблюдения психолог получает сведения о самых разнообразных проявлениях рабочего поведения: о каналах получения информации, о загрузке анализаторов, об условиях внешней среды, о коммуникативных процессах в труде.

Фотография рабочего дня представляет собой временную регистрацию последовательности выполнения действий, смену режимов труда и отдыха, вынужденных пауз в работе и т.п. Применение фото- и видеосъемки позволяет фиксировать действия и движения работника во время выполнения основной деятельности, мимику, маршруты передвижения во время работы. Результаты фотографии рабочего дня представляются в виде графиков, что дает отчетливое представление о чередовании работы и отдыха в процессе рабочего дня, соотношении основных и вспомогательных функций и удельном весе каждой из них в - структуре деятельности.

Хронометраж - измерение времени трудовых операций. Он позволяет определить их длительность, частоту повторяемости в определенные промежутки времени, интенсивность трудового процесса. Психологический хронометраж проводится в рамках психологического анализа деятельности с целью ее оптимизации, правильной организации производственного обучения.

Анализ продуктов трудовой деятельности - может быть существенным дополнением к методу непосредственного наблюдения. В качестве таковых могут выступать как материальные, документально фиксированные продукты деятельности (продукты промышленного и строительного производства, сельского хозяйства, инструменты и приспособления, документы, результаты изобразительного и графического труда, тексты и т. д.), так и функциональные (процессуальные) продукты деятельности (общественное настроение в коллективе, создаваемое его членами или руководителем; вербальная продукция работников в виде выступлений, докладов; а также поведенческие проявления активности работников). Вариантом данного метода является и анализ ошибочных действий , сбоев в работе, несчастных случаев и аварий, что позволяет вскрыть психологические особенности профессий, предъявляющих повышенные требования к психологическим особенностям работника и специфику так называемых опасных профессий.

Самонаблюдение в психологии труда выступает в двух формах: самоотчета профессионала и включенного наблюдения (трудового метода).

Опросные методы: традиционно представлены в двух формах: устного опроса (беседа, интервью) и письменного опроса (анкетирование). Беседа является методом получения информации на основе ответов собеседника на вопросы, поставленные психологом при прямом контакте. Беседа базируется на личном общении, что устраняет некоторые отрицательные моменты, возникающие при использовании опросника, анкеты. Беседа дает и большую уверенность в правильном понимании вопросов, поскольку исследователь имеет возможность детально объяснить вопрос.

Анкетирование - получение ответов опрашиваемых в письменной форме на заранее сформулированные вопросы (прямой контакт с работниками необязателен).

Метод экспертных оценок предполагает опрос специалистов о тех или иных элементах рабочей ситуации или личности профессионала с целью построения ответственного заключения. Экспертная оценка бывает индивидуальной, когда ее субъектом является один человек, и групповой.

Метод критических инцидентов - специфический метод экспертной оценки профессионала, применяемый в психологии труда. Работники, хорошо знающие профессию, приводят реальные примеры поведения специалистов, характеризующие высокую или низкую эффективность профессиональной деятельности. Используется как основа для выявления требований к профессионально-важным качествам работника и критерием обоснованности подбора тестов при проведении профессионального отбора.

Метод анамнеза - сбор данных об истории развития конкретной личности как субъекта трудовой деятельности. Используется в профессиональном консультировании для определения степени устойчивости мотивов, для выявления некоторых способностей и личностных особенностей, не поддающихся непосредственному наблюдению, для построения прогнозов профессиональной карьеры личности (ретроспективный анализ ситуаций выбора профессий, профессиональной переориентации, типологии профессиональной карьеры)

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ МЕТОДЫ:

Эксперимент. Сущность эксперимента заключается в том, что явление изучается в специально созданных или обычных, естественных условиях. Так, например, если требуется в современном производстве определить возможности оператора по выполнению сложных операций, используется моделирование данной ситуации и соответственно изменяются условия, предусмотренные планом проведения эксперимента. Преимущество эксперимента состоит в том, что исследователь может скорректировать условия исследования, точно зафиксировать полученные результаты и использовать их непосредственно в конкретной обстановке. Можно выделить дванаиболее известных и наиболее распространенных вида эксперимента: естественный и лабораторный . В психологии труда естественный эксперимент еще называют производственным.

Естественный эксперимент удобно проводить в конкретных условиях производства, в которых психолог исследует типичные факторы и на которые может воздействовать. Примером такого эксперимента может быть решение следующего задания: изменить существующий технологический процесс в определенном подразделении и сопоставить достигнутую им производительность труда с производительностью в других подразделениях.

Лабораторный эксперимент позволяет установить более точный контроль за многими переменными и создать условия, которые можно считать сходными с естественными. Речь идет о моделировании ситуаций в лабораторных условиях, что, с одной стороны, позволяет проводить опыты с большей точностью, но, с другой стороны, создает атмосферу «искусственной» ситуации.

Рассмотрены только основные методы из многих, имеющихся в арсенале психологии труда. Они, как правило, применяются в сочетании друг с другом. Поэтому важно ориентироваться в особенностях использования каждого из методов, а также в возможностях их сочетания для исследования тех или иных проблем труда.

2. Взаимосвязь психологии труда с другими науками

Психология труда изучает свой предмет, опираясь на тесные связи с другими направлениями психологической науки. Особенно близкие контакты прослеживаются у нее с общей психологией. Психология труда опирается на теоретические концепции и понятийный аппарат общей психологии, использует некоторые методы ее исследования. Однако, как справедливо считают многие отечественные ученые, психология труда давно перестала быть только специальной ветвью психологии, ее теоретические проблемы становятся и важнейшими проблемами психологии человека.

С социальной психологией и психологией управления психологию труда связывает необходимость разработки некоторых общих с этими научными направлениями проблем и вопросов (изучение межличностных взаимоотношений в малых группах и в производственных коллективах, психологической совместимости людей в различных видах труда, мотивации и стимулирования трудовой деятельности и т. д.).

При решении задач профессионального обучения, подготовки детей и школьников к труду, изучении процесса формирования производственных умений и навыков психология труда взаимодействует также с педагогической и возрастной психологией.

В середине прошлого столетия из психологии труда выделилась в самостоятельное направление инженерная психология. Эта ветвь психологии возникла в условиях быстрого научно-технического прогресса, внедрения в производстве новой и новейшей техники, что привело к существенному изменению coдержания и структуры трудовой деятельности человека. Главным предметом инженерной психологии стала деятельность человека в различных системах управления (труд диспетчера, работа оператора за пультом управления и т. п.), а ее основной проблемой - изучение процессов информационного взаимодействия в системах «человек-техника».

Близкие контакты связывают психологию труда с некоторыми науками медико-физиологического и технического профиля.

Среди них следует особо выделить физиологию труда, которая изучает изменения функционального состояния организма под влиянием трудовой деятельности и дает физиологическое обоснование правильной организации труда с целью поддержания высокого уровня работоспособности человека. При решении многих проблем (рациональная организация рабочего места, обоснование оптимального режима труда и отдыха, исследование утомления, изучение физиологических механизмов восприятия и переработки информации, памяти, мышления и т. д.) психология и физиология труда постоянно взаимодействуют одна с другой. Их непосредственная связь наиболее ярко прослеживается при совместной разработке вопросов научной организации труда (НОТ). Не случайно в практической работе психолог нередко применяет некоторые методики, разработанные в физиологии труда, а физиолог - психологические методики. Комплексное применение методического инструментария этих двух близких наук объясняется тем обстоятельством, что очень часто между психическими и физиологическими функциями, обеспечивающими процесс труда, наблюдается тесная корреляция.

Близко соприкасается психология труда и с гигиеной труда, которая изучает окружающую производственную среду и влияние ее факторов (шума, освещенности, вибрации и т. д.) на организм и здоровье работающих. Совместно с гигиеной труда психология труда занимается психопрофилактикой и сохранением психичеcкoгo здоровья работающих, решает вопросы врачебно-трудовой экспертизы, оценивает профессиональную пригодность и определяет пути компенсации имеющихся физических и психических недостатков в процессе профессионального обучения и работы.

Так как сфера деятельности психологии труда - производство, взаимодействие человека с орудиями труда и техникой, она имеет - определенные точки соприкосновения с техническим нормированием (определение необходимых затрат времени на производство единицы продукции, обоснование рационального темпа и ритма работы), технической эстетикой и дизайном (художественное оформление и проектирование производственной среды, орудий труда и промышленных изделий, придание им гapмоничной формы и эстетических качеств), техникой безопасности и другими производственными и техническими дисциплинами.

И, наконец, психология труда тесно связана с эргономикой - комплексной наукой, которая занимается вопросами адаптации средств, орудий и условий труда к физиологическим и психическим возможностям человека. Эта наука предметом своего изучения имеет системы типа «человек-машина-среда». Трудовой процесс рассматривается ею как системное, многофакторное образование, которое включает в себя психологические, физиологические, гигиенические, антропометрические и другие составляющие. Эргономика строится на использовании прикладных разделов психологии труда и инженерной психологии, антропологии, физиологии и гигиены труда, технической эстетики и других нaук. Все они, включаясь в эргономику, не теряют своей специфики и позволяют реализовать комплексный подход к изучению процесса труда.

Взаимодействие психологии трyда со смежными науками не означает, что она утрачивает свой собственный предмет исследования, свою проблематику и методы. Своеобразие предмета и задач психологии труда позволяет ей сохранять статус самостоятельной науки.

Заключение

психология труд лабораторный эксперимент

Психология труда - важная отрасль психологической науки. В истории развития психологии труда были попытки подменить её физиологией труда, социологией труда, но они не привели к положительным результатам. Во всех случаях - и в исследовательской работе, и в практической психология труда сохраняла и сохраняет свою специфику, решая прежде всего проблемы, связанные с психологическим анализом трудовой деятельности человека и психологическими факторами повышения производительности и эффективности труда.

Труд и трудовую деятельность человека изучают и другие науки: физиология труда, гигиена труда, экономика труда, социология труда и т. д. Но каждая из этих наук, занимаясь изучением общего объекта с психологией труда, выделяет в нем для самостоятельного и углубленного познания свой специфический предмет исследования, то есть ту часть объекта и тот специфический угол зрения, под которым данная конкретная наука, опираясь на свой понятийно-теоретический аппарат и методы исследования, рассматривает изучаемый объект. Так, физиология труда изучает трудовой процесс в eгo физиологических проявлениях, ее интересуют, прежде вceгo, те функциональные изменения в различных системах организма, которые происходят под влиянием трудовой деятельности; гигиена труда имеет в качестве предмета исследования особенности окружающей человека производственной среды и их влияние на организм и результаты труда работающего; предмет экономики труда - изучение основ общественной организации труда и тех производственных отношений, которые возникают в сфере производства, распределения и обмена продуктов труда. Безусловно, теснейшая связь психологии труда с другими науками очевидна.

Однако, специфика предмета и решаемых задач психологии труда, позволяет оставаться ей самостоятельной наукой. Так психология труда изучает актуальнейшие проблемы и вносит огромный вклад в решение задач гуманизации и оптимизации трудовой деятельности человека.

Психология труда, обобщая данные проводимых исследований, имеет важное теоретическое значение. Она развивает и формулирует теоретические представления о закономерностях трудовой деятельности человека, формировании eгo профессионального мастерства и профессионально важных качествах личности, о сущности работоспособности и ее динамике в процессе труда, о закономерностях профессионального обучения и так далее, Теоретическое значение психологии труда заключается также в том, что, накапливая научные данные о закономерностях психической деятельности человека в различных видах конкретного труда, она тем самым выступает в качестве такой науки, которая способствует развитию общей психологии и ее теории.

Список использованной литературы

1. Асеев В.Г. Психология труда: учебное пособие.- Ч. I - 2-е изд. - Иркутск: Иркут. ун-т, 2005 - 342с.

2. Климов Е. А. Введение в психологию труда: Учеб. для вузов. - М., 1998

3. Пряжников Н.С. Психология труда. - СПб., 2003

4. Психология труда: Учебник для студентов высших учебных заведений / Под редакцией проф. А.В. Карпова. - М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003 - 352 с.

5. Толочек В.А. Современная психология труда: учеб. пособие/В.А. Толочек - СПб.: Питер, 2005. -479 с.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Объект, предмет изучения и задачи психологии труда. Категории "деятельность" и "труд" в психологии. Взаимосвязи психологии труда с другими дисциплинами. Современная наука, или Структура научных революций. Парадигмы психологии и результаты труда.

    реферат , добавлен 15.02.2010

    Изучение предмета, задач и методов психологии – отрасли психологической науки, изучающей общие закономерности возникновения и функционирования психического отражения в деятельности человека и животных. Отрасли психологии и взаимосвязь с другими науками.

    курсовая работа , добавлен 28.07.2012

    Предмет, задачи, методы психологии труда. Основные психологические признаки труда. Источники и задачи психологии труда. История психологии труда. Петровские преобразования и психология труда. Вопросы психологии труда в творчестве К.Д. Ушинского.

    курсовая работа , добавлен 06.11.2008

    Сводка всех основных методов психологии труда в обобщенном виде. Метод непосредственного наблюдения. Трудовой метод. Многообразие проявлений психики в трудовой деятельности. Труд - основной вид деятельности взрослого человека.

    реферат , добавлен 06.02.2004

    Определение психологии как научное исследование поведения и внутренних психических процессов и практическое применение получаемых знаний. Психология как наука. Предмет психологии. Связь психологии с другими науками. Методы исследования в психологии.

    контрольная работа , добавлен 21.11.2008

    Общая характеристика социально-психологических основ труда. Предмет, цели и задачи психологии труда. Место психологии труда в системе наук. Методы исследования социально-психологических основ труда. Фотография рабочего дня. Смена режимов труда и отдыха.

    контрольная работа , добавлен 17.11.2014

    Анализ истории развития и оценка особенностей современного состояния психологии на основе отечественных и зарубежных исследований. Предмет, объект и задачи психологии как научного знания. Изучение основных методов психологии, их достоинств и недостатков.

    курсовая работа , добавлен 06.10.2014

    Психология труда, инженерная психология и эргономика. Психология труда, организационное поведение, психология управления, организационная психология. Отличия психологии труда от организационной психологии. Психология труда и экономическая психология.

    реферат , добавлен 14.11.2014

    Закономерности развития истории психологии. Эволюция психологического знания. Системы психологических методов. Взаимосвязь психологии с другими науками. Структура современной психологии. Основные факторы и принципы, определяющие развитие психологии.

    контрольная работа , добавлен 11.11.2010

    Понятие и направления исследований психологии труда. Неэкспериментальные методы психологии: анализ документации, наблюдение, опрос, хронометраж, фотография, самонаблюдение, оценка продуктов трудовой деятельности, обобщение независимых характеристик.