Презентация состав атмосферы кислород химия. Презентация на тему кислород
Слайд 2
Кислоро́д - элемет главной подгруппы VI группы, второго периода периодической системы химических элементов Д. И. Менделеева, с атомным номером 8. Обозначается символом O (лат. Oxygenium). Кислород - химически активный неметалл, является самым лёгким элементом из группы халькогенов. Простое вещество кислород при нормальных условиях - газ без цвета, вкуса и запаха, молекула которого состоит из двух атомов кислорода (формула O2), в связи с чем его также называют дикислород. Жидкий кислород имеет светло-голубой цвет, а твёрдый представляет собой кристаллы светло-синего цвета.
Слайд 3
Существуют и другие аллотропные формы кислорода, например, озон - при нормальных условиях газ голубого цвета со специфическим запахом, молекула которого состоит из трёх атомов кислорода (формула O3).
Слайд 4
История открытия
Официально считается, что кислород был открыт английским химиком Джозефом Пристли 1 августа 1774 года путём разложения оксида ртути в герметично закрытом сосуде (Пристли направлял на это соединение солнечные лучи с помощью мощной линзы). Однако Пристли первоначально не понял, что открыл новое простое вещество, он считал, что выделил одну из составных частей воздуха (и назвал этот газ «дефлогистированным воздухом»). О своём открытии Пристли сообщил выдающемуся французскому химику Антуану Лавуазье. В 1775 году А. Лавуазье установил, что кислород является составной частью воздуха, кислот и содержится во многих веществах. Несколькими годами ранее (в 1771 году) кислород получил шведский химик Карл Шееле. Он прокаливал селитру с серной кислотой и затем разлагал получившийся оксид азота. Шееле назвал этот газ «огненным воздухом» и описал своё открытие в изданной в 1777 году книге (именно потому, что книга опубликована позже, чем сообщил о своём открытии Пристли, последний и считается первооткрывателем кислорода). Шееле также сообщил о своём опыте Лавуазье.
Слайд 5
Важным этапом, который способствовал открытию кислорода, были работы французского химика Пьера Байена, который опубликовал работы по окислению ртути и последующему разложению её оксида. Наконец, окончательно разобрался в природе полученного газа А. Лавуазье, воспользовавшийся информацией от Пристли и Шееле. Его работа имела громадное значение, потому что благодаря ей была ниспровергнута господствовавшая в то время и тормозившая развитие химии флогистонная теория. Лавуазье провёл опыт по сжиганию различных веществ и опроверг теорию флогистона, опубликовав результаты по весу сожженных элементов. Вес золы превышал первоначальный вес элемента, что дало Лавуазье право утверждать, что при горении происходит химическая реакция (окисление) вещества, в связи с этим масса исходного вещества увеличивается, что опровергает теорию флогистона. Флогисто́н (от греч. - горючий, воспламеняемый) - в истории химии - гипотетическая «сверхтонкая материя» - «огненная субстанция», якобы наполняющая все горючие вещества и высвобождающаяся из них при горении. Таким образом, заслугу открытия кислорода фактически делят между собой Пристли, Шееле и Лавуазье.
Слайд 6
Джозеф Пристли Антуан Лоран Лавуазье Карл Вильгельм Шее́ле
Слайд 7
Происхождение названия
Слово кислород своим появлением в русском языке до какой-то степени обязано М. В. Ломоносову, который ввёл в употребление, наряду с другими неологизмами, слово «кислота»; таким образом слово «кислород», в свою очередь, явилось калькой термина «оксиген», предложенного А. Лавуазье, который переводится как «порождающий кислоту», что связано с первоначальным значением его - «кислота», ранее подразумевавшим окислы, именуемые по современной международной номенклатуре оксидами.
Слайд 8
Нахождение в природе
Кислород - самый распространённый на Земле элемент, на его долю (в составе различных соединений, главным образом силикатов) приходится около 47 % массы твёрдой земной коры. Морские и пресные воды содержат огромное количество связанного кислорода - 85,82 % (по массе). Более 1500 соединений земной коры в своём составе содержат кислород. Кислород входит в состав многих органических веществ и присутствует во всех живых клетках. По числу атомов в живых клетках он составляет около 25 %, по массовой доле - около 65 %.
Слайд 9
Получение
В настоящее время в промышленности кислород получают из воздуха. Основным промышленным способом получения кислорода является криогенная ректификация. Также хорошо известны и успешно применяются в промышленности кислородные установки, работающие на основе мембранной технологии. В лабораториях пользуются кислородом промышленного производства, поставляемым в стальных баллонах под давлением около 15 МПа. Небольшие количества кислорода можно получать нагреванием перманганата калия KMnO4:
Слайд 10
Используют также реакцию каталитического разложения пероксида водорода Н2О2 в присутствии оксида марганца(IV): Кислород можно получить каталитическим разложением хлората калия (бертолетовой соли) KClO3: К лабораторным способам получения кислорода относится метод электролиза водных растворов щелочей, а также разложение оксида ртути(II) (при t = 100 °C): На подводных лодках обычно получается реакцией пероксида натрия и углекислого газа, выдыхаемого человеком:
Слайд 11
Физические свойства
При нормальных условиях кислород - это газ без цвета, вкуса и запаха. 1 л его имеет массу 1,429 г. Немного тяжелее воздуха. Слабо растворяется в воде (4,9 мл/100 г при 0 °C, 2,09 мл/100 г при 50 °C) и спирте (2,78 мл/100 г при 25 °C). Хорошо растворяется в расплавленном серебре. При нагревании газообразного кислорода происходит его обратимая диссоциация на атомы: при 2000 °C - 0,03 %, при 2600 °C - 1 %, 4000 °C - 59 %, 6000 °C - 99,5 %. Жидкий кислород (температура кипения −182,98 °C) - это бледно-голубая жидкость. Твёрдый кислород (температура плавления −218,35°C) - синие кристаллы.
Слайд 12
Химические свойства
Сильный окислитель, взаимодействует практически со всеми элементами, образуя оксиды. Степень окисления −2. Как правило, реакция окисления протекает с выделением тепла и ускоряется при повышении температуры. Пример реакций, протекающих при комнатной температуре: Окисляет соединения, которые содержат элементы с не максимальной степенью окисления: Окисляет большинство органических соединений: При определённых условиях можно провести мягкое окисление органического соединения:
Слайд 13
Кислород реагирует непосредственно (при нормальных условиях, при нагревании и/или в присутствии катализаторов) со всеми простыми веществами, кроме Au и инертных газов (He, Ne, Ar, Kr, Xe, Rn); реакции с галогенами происходят под воздействием электрического разряда или ультрафиолета. Косвенным путём получены оксиды золота и тяжёлых инертных газов (Xe, Rn). Во всех двухэлементных соединениях кислорода с другими элементами кислород играет роль окислителя, кроме соединений со фтором. Кислород образует пероксиды со степенью окисления атома кислорода, формально равной −1. Например, пероксиды получаются при сгорании щелочных металлов в кислороде: Некоторые оксиды поглощают кислород:
Слайд 14
Кислород поддерживает процессы дыхания, горения, гниения. Горение стальной проволоки в кислороде.
Слайд 15
Применение
Слайд 16
Широкое промышленное применение кислорода началось в середине XX века, после изобретения турбодетандеров - устройств для сжижения и разделения жидкого воздуха. 1. В металлургии Конвертерный способ производства стали или переработки штейнов связан с применением кислорода. Во многих металлургических агрегатах для более эффективного сжигания топлива вместо воздуха в горелках используют кислородно-воздушную смесь. 2.Сварка и резка металлов Кислород в баллонах широко используется для газопламенной резки и сварки металлов.
Слайд 17
3. Ракетное топливо В качестве окислителя для ракетного топлива применяется жидкий кислород, пероксид водорода, азотная кислота и другие богатые кислородом соединения. Смесь жидкого кислорода и жидкого озона - один из самых мощных окислителей ракетного топлива (удельный импульс смеси водород - озон превышает удельный импульс для пары водород-фтор и водород-фторид кислорода) . 4. В медицине Кислород используется для обогащения дыхательных газовых смесей при нарушении дыхания, для лечения астмы, профилактики гипоксии в виде кислородных коктейлей, кислородных подушек. 5.В пищевой промышленности В пищевой промышленности кислород зарегистрирован в качестве пищевой добавки E948, как пропеллент и упаковочный газ.
Слайд 18
6. В сельском хозяйстве: В тепличном хозяйстве, для изготовления кислородных коктейлей, для прибавки в весе у животных, для обогащения кислородом водной среды в рыбоводстве
Слайд 19
Некоторые производные кислорода (реактивные формы кислорода), такие как синглетный кислород, перекись водорода, супероксид, озон и гидроксильный радикал, являются высокотоксичными продуктами. Они образуются в процессе активирования или частичного восстановления кислорода. Супероксид (супероксидный радикал), перекись водорода и гидроксильный радикал могут образовываться в клетках и тканях организма человека и животных и вызывают оксидативный стресс.
Слайд 20
Спасибо за внимание
Посмотреть все слайды
Cлайд 1
Химия 8 класс 12.05.2008 * Учитель химии СОШ №33 «Норильская средняя общеобразовательная школа» Завалишина Елена НиколаеваCлайд 2
1. Элемент кислород находится в VI группе, главной подгруппе, II периоде, порядковый номер №8, Ar = 16. 2. Строение атома: P11 = 8; n01 = 8; ē = 8 валентность II, степень окисления -2 (редко +2; +1; -1). 3. Входит в состав оксидов, оснований, солей, кислот, органических веществ, в том числе живых организмов- до 65% по массе. * *Cлайд 3
4. В земной коре его 49% по массе, в гидросфере – 89% по массе. 5. В составе воздуха (в виде простого вещества) – 20-21% по объёму. Состав воздуха: О2 – 20-21 %; N2 – 78%; CO2 – 0,03%, остальное приходится на инертные газы, пары воды, примеси. * * Кислород является самым распространённым элементом нашей планеты. По весу на его долю приходится примерно половина общей массы всех элементов земной коры.Cлайд 4
Газ - без цвета, вкуса и запаха; в 100V H2O растворяется 3V O2 (н.у.); t кип= -183 С; t пл = -219 C; d по воздуху = 1,1. При давлении 760 мм. рт.ст. и температуре –183 С кислород сжижается * *Cлайд 5
С неметаллами C + O2 CO2 S + O2 SO2 2H2 + O2 2H2O * 5 Со сложными веществами 4FeS2 + 11O2 2Fe2O3 + 8SO2 2H2S + 3O2 2SO2 + 2H2O CH4 + 2O2 CO2 + 2H2O С металлами 2Mg + O2 2MgO 2Cu + O2 –t 2CuO Взаимодействие веществ с кислородом называется окислением. С кислородом реагируют все элементы, кроме Au, Pt, He, Ne и Ar, во всех реакциях (кроме взаимодействия со фтором) кислород - окислитель. 1. Неустойчив: O3 O2 + O 2. Сильный окислитель: 2KI + O3 + H2O 2KOH + I2 + O2 Обесцвечивает красящие вещества, отражает УФ - лучи, уничтожает микроорганизмы.Cлайд 6
Промышленный способ (перегонка жидкого воздуха). Лабораторный способ (разложение некоторых кислородосодержащих веществ) 2KClO3 –t ;MnO2 2KCl + 3O2 2H2O2 –MnO2 2H2O + O2 Получение 3O2 2O3 Во время грозы (в природе), (в лаборатории) в озонаторе * 6Cлайд 7
перманганата калия при нагревании: 2KMnO4 –t K2MnO4 + MnO2 + O2 Разложение этой соли идёт при нагревании её выше 2000 С. Нагрев 2KMnO4 Проверка собравшегося кислорода * *Кислород. Кислород, и его свойства. Тема: «Кислород». Объём воздуха в комнате. Способы получения кислорода. Активные формы кислорода. Презентация на тему: кислород. Применение кислорода. Этот Воздух Невидимка. Аллотропия кислорода. Применение полимерных материалов. Кислород в жизни человека. Кислород и его влияние на организм.
Чистый воздух-залог здоровья. Общая характеристика элементов подгруппы кислорода. Применение Биогазовых установок. Применение электронных образовательных ресурсов в учебном процессе. Применение теплоаккумуляторов. Тема урока «Химические свойства кислорода. В формате тренировочных комнат. Кислород друг или враг. Детская комната - территория счастья.
Термитная и пропано-кислородная сварка. Получение кислорода, понятие о катализаторах. Это вещество является вторым после кислорода по значимости для жизнедеятельности человека. Кислород 7 класс. Химия 7 класс кислород. Готовая двигательная терапия. Химические свойства кислорода. Применение кислорода его биологическая роль.
Ресурсы для кислородной и комплексной реанимации. Кислород. Озон – аллотропная модификация кислорода. Основные технологические требования при облицовке гкл гвл. Как больше и дешевле получать кислород в школьной лаборатории.
Достоин тот газ удивленья – Его применяют сейчас Для резки металлов, в сталеваренье И в доменных мощных печах. Берёт его лётчик в высотные дали. Подводник с собою берёт. Вы, верно, уже угадали, Что этот газ – …
Кислород
Тема урока: Кислород. Получение. Свойства.
Цель урока: Изучить историю открытия, основные способы получения и свойства кислорода.
План урока:
- Значение кислорода. Биологическая роль.
2. Распространённость в природе.
3. История открытия.
4. Положение элемента кислорода в ПСХЭ Д.И. Менделеева.
5. Физические свойства.
6. Получение кислорода
7. Химические свойства.
8. Применение кислорода.
Джозеф Пристли
(1743 – 1794)
Карл Шееле
(1742 – 1786)
Антуан Лавуазье
(1743 – 1794)
t = – 1 83 °C
t = –219 °C
Жидкость бледно-синего цвета
Газ, без цвета, запаха, вкуса, малорастворим в воде
Кристаллы синего цвета
Тяжелее воздуха.
Свет, хлорофилл
6СО 2 + 6Н 2 О
С 6 Н 12 О 6 + 6О 2
Сжижение воздуха под давлением при t = – 1 83 °C
Вытеснением в оздуха
Вытеснением воды
Разложение воды
H 2 O H 2 + O 2
Разложение перекиси водорода
H 2 O 2 H 2 O + O 2
Разложение перманганата калия
KMnO 4 K 2 MnO 4 + MnO 2 + O 2
перманганат калия
манганат калия
Разложение бертолетовой соли (хлората калия)
KClO 3 KCl + O 2
Кислород в лаборатории получают разложением кислородсодержащих соединений
С простыми веществами:
С неметаллами:
S + O 2 SO 2
P + O 2 P 2 O 5
С металлами:
Mg + O 2 MgO
Fe + O 2 Fe 3 O 4 (FeO Fe 2 O 3 )
При взаимодействии простых веществ с кислородом образуются – оксиды
Подумай и ответь
а
1
б
2
в
3
г
4
д
5
Подумай и ответь
- Ученые, занимавшиеся получением и изучением кислорода:
а) Дмитрий Иванович Менделеев;
б) Джозеф Пристли;
в) Антуан Лоран Лавуазье;
г) Карл Шееле;
д) Михаил Васильевич Ломоносов
Подумай и ответь
2. В трех разных колбах находятся воздух, углекислый газ, кислород. Распознать каждый из газов можно:
а) сравнив массы колб, заполненных газами
б) при помощи тлеющей лучинки
в) по растворимости газов в воде
г) по запаху
д) при помощи других веществ
Подумай и ответь
3. В лаборатории кислород получают:
а) сжижением воздуха
б) разложением воды
в) разложением перманганата калия
г) из перекиси водорода
д) окислением веществ
Подумай и ответь
4. Кислород можно собрать путем вытеснения воды, так как он:
а) легче воздуха
б) хорошо растворим в воде
в) тяжелее воздуха
г) плохо растворим в воде
д ) не имеет цвета, запаха, вкуса
Подумай и ответь
5. Речь идет о кислороде как о простом веществе:
а) кислород входит в состав воды;
б) кислород плохо растворим в воде;
в) кислород поддерживает дыхание и горение;
г) является составным компонентом воздуха;
д) входит в состав углекислого газа.
а
1
2
б
в
3
г
4
д
5
Ar(O)=16 неметалл В= II
t = – 1 83 °C
Жидкость бледно-синего цвета
Ме Неме
t = –219 °C
в пром-ти: охлаждение воздуха до -183 °C
окисление
Э х О у
Кристаллы синего цвета
в лаборатории:
Н 2 О Н 2 О 2 KMnO 4 KClO 3
Методы собирания:
Вытеснение воздуха
Вытеснение воды
Домашнее задание
§3 2–34
«3» - с. 111 вопросы 1,2
«4» - с. 111 вопросы 3,4
«5» - с. 111 вопросы 5,6
Задача: Известно, что в организме человека содержится по массе 65% кислорода. Вычислите сколько кислорода содержится в вашем организме.
Творческое задание:
Составить кроссворд, ребус, ЛОС по теме «Кислород»