Создание древнего китая. Политическая система государств Древнего Китая





Три тысячи лет назад Великую китайскую равнину между реками Хуанхэ и Янцзы стали заселять первые китайцы. Несмотря на то, что на этой территории быстро стали появляться первые государства, их жители считали себя единым народом с единой культурой и языком.

Возникновение Древнего Китая происходило почти так же, как в Древнем Египте, Шумере и Древней Индии – на берегах больших рек. В долине Хуанхэ (по-китайски - «Жёлтая река») и зародилась древнекитайская цивилизация. Первое царство возникло во 2 тысячелетии до н. э. и называлось Шан или Инь. Археологи раскопали столицу этого царства Великий Город Шан и гробницы шанских царей - ванов.

В 1122 до н. э. воинственное племя Чжоу во главе с У-ваном нанесло поражение шанцам и установила свое главенство, а большую часть населения страны Шан-Инь обратил в рабство. Но в 8 веке до н. э. государство Чжоу распалось под ударами кочевников; теперь на главную роль выдвигается то одно, то другое царство, из которых наиболее крупным государством было царство Цзинь (7–5 века до н. э.). С распадом государства Цзинь начался период Чжаньго («Сражающихся царств»), когда Китай был разделен на два десятка небольших враждующих друг с другом княжеств, плохо подчинявшихся чжоускомувану.

6–5 века до н. э. - время появления первых философских учений древнего Китая. Из всех мудрецов этого времени, особенно почитаемый китайцами был Конфуций. Его учение о «благородном человеке», об уважении к старшим, о скромности, о важности образования, об отношении к правителю как главе семьи надолго стали в Китае идеалом взаимоотношений между людьми - и в семье, и в государстве.

В 221 году до нашей эры правитель Цинь Ин Чжэн объединил большие территории в единую империю и принял титул Цинь Шихуанди, что значит «Первый император династии Цинь. Чтобы люди не роптали, их держали в постоянном страхе. Цинь Шихуанди жестоко подавлял всякое сопротивление, применяя самые страшные виды казни, например, могли заживо сварить в котле. За малейшую провинность человека били по пяткам бамбуковой палкой или отрезали ему нос. Если человек нарушал закон, то наказанию подвергалась и вся его семья: родственников осужденного превращали в рабов, которых использовали на тяжелых строительных работах.

Установив свою полную власть в империи, Цинь Шихуанди начал войну с кочевниками-гуннами, нападавшими с севера на его границы. Свою победу он решил навсегда закрепить строительством мощной пограничной стены, получившей название Великой Китайской стены. Её возводили из каменных глыб и кирпичей сотни тысяч осуждённых преступников и простых крестьян. Высота стены была с трёхэтажный дом. По верху могли без всякого труда разъехаться две повозки. В башнях несла службу охрана. Внизу её они жили, а на верхней площадке часовые внимательно следили за окрестностями и в случае опасности разжигали костёр, дым, которого было видно далеко. На его сигнал к этому месту спешил большой отряд воинов.

С падением династии Цинь к власти пришел один из вождей крестьянской войны - ЛюБан. Он снизил налоги и отменил наиболее жестокие законы, введенные в Китае императором ЦиньШихуанди. ЛюБан стал основателем Ханьской династии. В эпоху Хань сформировались главные черты Китайского государства, которые и были присущи ему до начала 20 века.

Сбор налогов в большой стране требовало от чиновников Хань познаний в геометрии и арифметике. Для обучения основам математики использовали специальные учебники и сборники задач. Древнекитайские астрономы точно вычислили продолжительность солнечного года и составили совершенный календарь; им были известны сотни звезд и созвездий, они вычисляли периоды обращения планет. В Древнем Китае были заложены начала китайской цивилизации и ее культуры - науки, литературы, искусства.

Гибель династии Хань была связана с восстанием «жёлтых повязок», охватившем страну в 184 году. Хотя восстание было жестоко подавлено, оно нанесло тяжелейший удар по стране. В 220 году династия Хань пала, а на ее территории образовалось несколько независимых государств. Это событие обычно считается концом периода древности в китайской истории.

Издавна на обширной территории, между реками Янцзы и Хуанхэ расположилась маленькая страна, которая примерно в 1766 году до нашей эры. получила название Государство Шан-Инь. Обычные люди называли свою стану «Чжун Го», что означало «Срединное государство». Здесь уже тогда жили люди, знающие письменность, умеющие выплавлять бронзу, ковать оружие, изготавливать боевые повозки, разводить и запрягать лошадей, распространять власть и облагать данью, налогами более слабые племена.

Старейшины шан-инь, изгнав жившие на этой территории раннее племена, стали править единолично. Среди низших слоёв укрепилось представление о царях как о «сыновьях Неба». Ну а цари считали, что ведут своё происхождение от ласточки – птицы цвета ночи, которая была послана на землю, чтобы создать страну Шан.

Со временем и другие племена овладели знаниями и умениями народа Инь. В 1122 году до нашей эры династия свергла «иньцев». Владыки племени Чжоу называли себя ванами, то есть царями. Первым царём стал У-ван, который значительно увеличил размеры страны. Своим приближённым он раздавал различные титулы и наделял их уделами, однако не в вечную собственность. Все правители провинций были зависимы от монарха. У них было только право накладывать подати и собирать рекрутов.

В результате набегов степных кочевых племён, ослабления власти вана и неповиновения провинций, государство распалось на 7 уделов: Цинь, Хань, Чу, Чжао, Ци, Янь, Вэй. Этот период (с 770 по 403 годы до нашей эры) получил название «Весна и осень».

Далее настало время «Воюющих царств», длившийся почти 2 столетия (403 - 221 годы до нашей эры), - борьба удельных правителей за власть. Мёртвые лежали прямо на улицах города, а поля сражений окрасились в ярко-красный цвет.

Однако нужно заметить, что несмотря на междоусобицы, эпоха Чжоу стала периодом культурного и экономического роста. Народ с тоской вспоминал о прошлом, все мечтали о старом, добром времени. Нашлись образованные люди, которые выразили эти мечты. Таковыми были древнекитайский мыслитель Лао-цзы и более молодой современник этого смутного времени Кун-цзы.

В битве при Чанпине в 260 году до нашей эры войны царства Цинь заживо закопали четыреста тысяч сдавшихся в плен солдат вражеской армии. Благодаря новой организации войска: в атакующих отрядах была молодёжь, а в обороняющих – пожилые войны – победу в междуусобице одержали «циньцы».

Покорив и объединив все 6 царств, правитель Цинь, тринадцатилетний Ин Чжэн, вместо титула «ван» взял себе титул «хуанди». И с того времени он повелел называть себя так: Цинь Ши-хуанди. Цинь Ши-хуанди очень многое сделал для страны, начиная с объединения провинций и расширения границ страны, заканчивая внутренней политикой: создал централизованную систему управления (Вся страна была разделена несколько территорий, в каждой назначалось по два правителя, один из которых отвечал за гражданскую власть, а другой – за военную. За правителями велся тщательный надзор), ввел единые деньги, письменность и систему законов. Он был очень жестоким императором, и эта жестокость объяснялась желанием императора сохранить страну единой и не допустить распада. Так, были отменены все аристократические титулы, вся знать была перемещена в столицу под надзор чиновников, никому из жителей страны не разрешалось носить оружия, теперь каждый член семьи становился ответственным за жизнь своего сородича (Возник мощный разветвленный клан родственников, крепко державшихся друг за друга и порой составляющих целую деревню. Интересам семьи придавалось гораздо большее значение, чем отдельной личности). Кроме того, были подвержены гонениям последователи Конфуция.

Однажды предсказатель предрёк императору: «Погубят Цинь хусцы, что на севере.» В то время с севера на Китай совершали частые набеги племена Хуннов. Для защиты страны Цинь Ши-хуанди приказал начать строительство Вань ли чан чэн – Велькой китайской стены. Для её постройки он послал два миллиона солдат, военнопленных и принудительно посланных работать местных жителей. Жестокие законы превращали людей рабов, для отличия одетых в красную одежду. Многие так и не вернулись с постройки: тела умерших были замурованы в Великую стену, или в башни.

Нужно сказать, что это предсказание действительно имело место быть. Императора погубили не хунны, а жестокость. Большому отряду солдат-новобранцев к определённому сроку нужно было попасть на северную границу. Однако они опоздали и испугались, что теперь их приговорят к смерти. Отряд взбунтовался и пошёл обратно. По пути к ним присоединились тысячи людей, вспыхнули восстания. В итоге власть захватил вождь крестьян Лю Бан. Он стал императором и основал новую династию Хань (206 год нашей– 25 год нашей эры).

Лю Бан более разумно продолжал дело Хуанди: были отменены жестокие законы Циньской империи, по окончании войны с соперниками император распустил часть армии, чтобы та могла заняться сельским хозяйством и ремеслом, были усовершенствованы приёмы и орудия агротехники, были созданы железно деятельные мастерские. В этот период организуются походы в Корею и Вьетнам, устанавливаются торговые отношения с государствами Центральной Азии и Ближнего Востока Так появился Великий шёлковый путь.

У каждого народа своя история. От того, насколько хорошо он её помнит, зависит успех страны в современном мире. Китай – яркое тому подтверждение.

  • Эйнштейн вклад в науку. Что открыл Эйнштейн?

    Альберт Эйнштейн - один из самых известных учёных ХХ века. Его теории решают многовековые проблемы физики и помогают по-другому взглянуть на мир.

  • Александр Куприн (жизнь и творчество) краткое сообщение доклад

    Александр Иванович Куприн является известным русским писателем и переводчиком. Его произведения были реалистичны, тем и приобрели известность во многих слоях общества.

  • Доклад Дуэль Лермонтова с Мартыновым сообщение кратко

    19 век вошел в историю не только как время важных политических событий в мире и, в частности, в Российской Империи. Он также ознаменован расцветом культурной жизни страны, появлением большого количества талантливых писателей и поэтов

  • Отто фон Бисмарк - доклад сообщение

    Отто Эдуард Леопольд фон Бисмарк (01.04.1815 – 30.07.1898) был премьер-министром Королевства Пруссии с 1862 по 1890 годы; объединил Германию в империю в ходе нескольких войн и стал ее первым канцлером

  • Жизнь и творчество Артура Конан Дойла

    Артур Игнейшус Конан Дойл – величайший английский писатель ирландского происхождения. Автор огромного количества произведений в разных жанрах литературы. Самые знаменитые его творения: сочинения про гениального детектива Шерлока

Китайской древней цивилизации насчитывается около 5000 лет . Найденные древние источники доказывают,что Китаю не меньше 3500 лет . Несколько веков после смерти первого императора Китай раздирали войны. К 626 году до н.э. в стране вновь наступил золотой век. Власть перешла к первому императору династии Тан - Тайцзуну . В столицу империи, переместившуюся в Чанъань , прибывали купцы по Великому шёлковому пути. По всему городу шумели базары. Мирно сосуществовали разные религии. Впервые простые люди, а не только знать, cмогли занимать государственные посты.Каждый кто рассчитывал получить место на государственной службе, должен был cдать экзамен. Население трудилось на производстве соли, бумаги, железа. Расцвели искусства и ремёсла. Крестьяне продавали свои товары на улицах, многих призывали в армию.

Первый император

До 221 года до н.э. Китай был поделён на несколько царств, каждое со своим правителем, воевавших между собой более 250-ти лет. Победу одержало государство Цинь (от этого слова происходит названия Китая в европейских языках). Его правитель взял себе титул Цинь Шихуанди , что значит "первый император Цинь". Он взошёл на престол всего в 13 лет. Блестящий полководец и политик, он сметал любого, кто стоял у него на пути. За крутой нрав его прозвали "циньским тигром ". Цинь приказал сжечь книги, которые противоречили его идеям, а несогласных учёных сбросить в яму. Но император боялся умереть. В его пышном дворце было более 1000 спален , и каждую ночь он менял место ночлега, cтрашась быть убитым во сне.
Цинь Шихуанди стремился сохранить единство империи. Он отстранил от власти прежних правителей,поселив их в столице Чанъань , заново поделил страну на области и назначил своих чиновников. По его указанию была построена сеть дорог и каналов. Для безопасности северной границы император велел возвести гигантское сооружение - Великую китайскую стену, часть которой сохранилась до наших дней. Император взялся восстанавливать силы и богатства страны после долгих войн. Письменность унифицировали. На всех изделиях, даже кирпичах, должно было стоять имя изготовителя: за плохую работу мастера могли наказать. Длина тележных осей должна была быть одинаковой, cоответствующей выбитой в дорогах колее. Китайские царства чеканили свою монету. При Цинь Шихуанди все монеты были круглыми, c дыркой для шнура.
Несмотря на все усилия, империя рухнула вскоре после смерти Цинь Шихуанди , в 210 году до н.э.

Великая Китайская стена

Долгое время Китаю угрожали жившие к северу от него кочевые племена сюнну (хунну, или гунны). Местные правители старались защититься, строя большие стены. В 214 году до н.э. император распорядился соединить их в одну гигантскую пограничную стену длиной более 3460 км. Строительством руководил военачальник Мэн Тянь , который посылал чиновников следить за работами. Cтену строили тысячи крестьян. Надсмотрщики с кнутом постоянно следили за темпом и скоростью работы. Солдаты охраняли стройку от вражеских нападений. Холод, cырость и опасные условия работы губили людей. Умерших хоронили прямо там, где они упали.

Рабочие пользовались простыми инструментами - кирками, лопатами, корзинами и грузовыми, ручными тачками. Для подъёмов громадных булыжников, плит и камней использовали строительные леса из связанных бамбуковых шестов. Насыпь из камней и земли покрывали каменные плиты.

Высота стены была 9 метров , а ширина такой,что по ней могла проехать колесница. В верхних частях укрепления строили сторожевые башни. В стене также конструировали щелевидные проёмы для стрельбы из луков и арбалетов.

В конечном итоге считалось, что Великая стена имеет силуэт китайского дракона головой на запад и хвостом на восток.

Cтолица Китая - Чанъань

При Танской династии Чанъань стал крупнейшим городом мира.Чанъань означает "навеки безопасный ".В городе проживало более миллиона постоянных жителей и множество иноземных купцов,путешественников и учёных. Одежда была из цветного шёлка. Только император мог носить жёлтую одежду. Дворец императора, окружённый высокой стеной, находился в северной части города. На городской площади выступали музыканты и танцоры. Дома из дерева покрывали лаком. На Крышу домов конструировали черепицу.

Жизнь богатой знати

Богачи жили на широкую ногу. Cостоятельные семьи имели прекрасные дома в 2-3 этажа. Пышные шёлковые одеяния, роскошные пиры, на которых слуги подавали блюда из свинины или оленины и напитки, приготовленные из проса и риса. Долгие часы посвящались наслаждению музыкой и поэзией, играм в шахматы и карты. Дома украшали предметы роскоши из золота и серебра, нефрита и фарфора. Популярны были лакированные изделия и живопись на шёлке. Знатные китайцы передвигались по городу в носилках - паланкине.

Великие изобретения

Китайцы были великими изобретателями. Во II веке до н.э. они изобрели бумагу, позже печать с помощью деревянных штампов. Они также сконструировали прибор для определения силы землетрясений. В эпоху династии Тан появились механические водяные часы, магнитный компас, бумажные игральные карты и тонкий фарфор.Был изобретён порох, с помощью которого устраивали фейерверки. Китайцы изобрели книгопечатание. Страницы были соединены в длинную полосу, книга сворачивалась свитком.

Великий шёлковый путь

Императоры Тан поощряли торговлю. Караваны верблюдов и лошадей увозили шёлк, фарфор, cоль, чай и бумагу по Великому шёлковому пути длиной более 7000 км . Он соединял Китай со Средиземноморьем и шёл через Центральную Азию, Персию, Cирию. Китайцы покупали у соседей меха, лошадей, золото, пряности. Меховые изделия везли с севера.
Путешествие по Великому шёлковому пути было долгим. Купцы отправлялись в путь караванами. Для ночлега разбивали лагерь. Великий шёлковый путь был назван так из-за огромного значения торговли шёлком.

Ремесло и искусство Китая

Китайцы научились добывать соль из подземных соленых вод. Рассол поднимали на поверхность и по бамбуковым трубам направляли в чаны, где вода выпаривалась.Во II веке до н.э. в Китае начали делать бумагу. Из древесины тутового дерева делали целлюлозную массу и сушили её на деревянных рамках. Буддийские монахи впервые принесли с Гималаев чайные кусты, которые в скором времени начали выращивать. Земледельцы вспахивали поля перед посевом проса и выращивали рис. Ирригация позволяла осваивать новые земли для посевов.Около VI века до н.э . китайцы научились делать шёлк из коконов шелковичного червя. Рабочие умельцы научились строить домны и выплавлять сталь. Их оружие и орудия труда стали прочнее. Дорожники трамбовали землю для прокладки дороги.
В Китае была очень популярна каллиграфия - искусство красивого письма. Художники украшали керамическую посуду цветной глазурью. Очертания превосходного красивого пейзажа скал в Южном Китае стали любимым сюжетом живописцев и художников.

Философия и путь познания

У китайцев никогда не было веры в единого бога. Они обожествляли природу, поклоняясь духам гор, рек и деревьев. У них сложились также две религиозно-философских школы, указывающие нормы человеческих отношений. Это учения Лаоцзы (даосизм) и Конфуция (конфуцианство). Основа даосизма - вера в гармонию с природой. Конфуцианцы уповали на добродетель, cемью и стабильность общества. Однако когда в I веке до н.э . из Индии был заимствован буддизм , он распространился очень широко. Монах Сюань Цзан вернулся и Индии с буддийскими трактатами для своих учёных собратьев в 629 году . К священным "Пещерам тысячи Будд" шли паломники. Более чем в 1000 пещерах находились стенные росписи, буддийские скульптуры и обширная библиотека.
Даосские мудрецы созерцали символ инь-ян . Китайцы считали, что инь и ян обладают великой силой со вселенной, а их равновесие обеспечивает гармонию мира.
Китайцы считали, что в теле человека существует сеть путей, по которым протекает энергия. Иглы, введённые в особые точки, влияют на ток энергии и исцеляют болезни. Этот метод лечения называется

С древних времён китайцы хоронили покойников вместе с предметами для загробной жизни. В могилах правителей находят не только еду, напитки и личное имущество, но и тела слуг, которые должны были пребывать в вечном услужении у своего господина. Китайцы почитали умерших предков, веря в их помощь и защиту.
Принцессу Доу Вань похоронили в одеянии из кусочков нефрита, cоединённых золотом. Нефрит должен был уберечь её тело от тления.
В гробнице императора погребли копию его армии в натуральную величину, cделанную из терракоты : 7500 пехотинцев, лучников, офицеров, колесницы и лошади. Арбалеты были взведены для выстрела при попытке ограбления. Там были и макеты дворцов, и наполненные ртутью, приводимой в движение колёсами, каналы, изображающие реку Янцзы . Над созданием этого трудились тысячи людей. В 1974 году гробницу случайно нашли рабочие, рывшие колодец.
Императорскую гробницу с "терракотовой армией " строили на горе Ли. Тела фигур делали отдельно, потом прикрепляли голову и руки.Внутри гробницы в подземных коридорах ряд за рядом стояли воины и кони. Лицо каждого воина отличалось от другого.

Политическая мысль Китая представляет собой – совокупность ранних политических представлений, взглядов и учений древних китайцев. Характерной чертой древнекитайской политической мысли является то, что она рано выделилась из религиозно-мифологической литературы и поставила в центр изучения организацию государства, проблемы взаимоотношения человека с обществом. Уже в ранних политических учениях, отраженных в книге «Шуцзин», древнейшие части которой берут начало в XIV-XI вв. до н.э., проводится стержневая идея о «тань-мин» – праве Неба, которое контролирует всю Поднебесную, на отзыв мандата властелина и передачи его более достойному.

Отцом древнекитайской политической мысли считают Чжоу-гуна (XI-X в. до н.э.), разработавшего формулу смены династий. В соответствии с его учением, мандат властелина Небо предоставляет тому, кто воплощает в своем лице наибольшее количество «дэ» (честность, благодать, справедливость). Правитель уже сам передает власть преемникам, причем необязательно наследникам, до тех пор, пока в них «дэ» не исчерпается. Признаками утраты «дэ» являются аморальность правителя, пренебрежительное отношение к подданным, нарушение норм справедливости. Тогда Небо вновь начинает воздействовать на Поднебесную, выбирает властителя-мудреца, исполненного де, и учреждается новый властный цикл.

На стыке VIII-VII вв. до н.э. Гуань Чжун разработал теорию о двух возможных путях государственного управления: «ба-дао» – правление, основанное на силе, и «ван-дао» – правление, основанное на честности. Причем, государство рассматривалось по аналогии с огромной семьей, в которой люди должны строить отношения по принципу «старший-младший».

Своего расцвета политическая мысль достигла во второй половине I тысячелетия до н.э. В это время сформировались основные политические учения Древнего Китая, не утратившие своего значения и поныне. Среди них: конфуцианство, моизм, легизм, даосизм. Особенно велико значение политического наследия Конфуция (551-479 гг. до н.э.).

Взгляды Конфуция (Кун-цю, или Кун фу-цзы, означает мудрец, учитель) были не только спустя несколько веков были возведены в ранг официальной идеологии, но и по сегодняшний день являются характерной чертой общей и политической культуры Китая (до 1949 г. – официальная идеология), составной частью культурной матрицы Дальневосточной, конфуцианской цивилизации. Это единственная цивилизация на Земле названная именем конкретного человека.

Основой социально-политического и этического учения Конфуция, изложенного в сборнике «Лунь юй» («Беседы и высказывания», составленного учениками после смерти Конфуция), является принцип добродетели – «дэ». Этот принцип распространяется на всех людей, причастных к управлению. По Конфуцию управляющие верхи должны быть совершенными («цзюнь-цзы» – благородные) и подчинены строгим нормам ритуала «ли»: чувству долга и справедливости, стремлению к знаниям, верности, уважению к старшим, гуманному отношению к подчиненным. Благородный чиновник всегда следует справедливости («дао» – путь, служение) и готов к отставке. «Правящий с помощью добродетели подобен полярной звезде, которая занимает свое место в окружении созвездий».


Учение Конфуция пронизано ностальгией по золотым древним временам, когда государь – правитель, почитавшийся народом как самый добродетельный и мудрейший человек, имел обыкновение избирать себе в преемники самого добродетельного и мудрого из своих подчиненных. Все, о чем писал и чему учил Конфуций, опиралось на мудрость древних китайских обычаев. «Передаю, а не создаю, – говорил он. – Верю в древность и люблю ее». Конфуций интерпретировал нормы древности творчески, весьма продуманно, с учетом реальности, в которой он жил. Примерно так, как следуют учению Конфуция современные китайцы, для которых он – древность и традиция.

Признавая божественную и естественную стороны происхождения власти, учитель Кун свой главный интерес видел в том, как обустроить жизнь людей, обеспечить мудрый и справедливый порядок в государстве.

Этот порядок предполагает пять разнородных отношений: властителя и подчиненных, мужа и жены, отца и сына, старшего брата и младшего, друзей. В первых четырех должно быть повеление, с одной стороны, и полное подчинение, с другой. Властвовать следует справедливо и с благоволением, подчиняться же правдиво и искренне. В дружбе же руководящим принципом должна быть обоюдная добродетель.

Опираясь на традиционные воззрения, Конфуций развивал патриархально-патерналистскую концепцию государства. Он уподоблял государство гигантской семье: царь («сын неба») – отец, старшие братья – чиновники, младшие – работники. Цель государства и царской власти – общее благо семьи.

Изображаемая Конфуцием социально-политическая структура строится на принципе неравенства людей: «простолюдины», «низкие», «младшие» должны подчиняться «лучшим», «старшим». Тем самым обосновывалась аристократическая концепция правления восточного образца. Наряду с нравственностью, Конфуций отмечает большое значение четкой организации и формализации естественной деятельности с тем, чтобы каждый соблюдал свои обязанности и находился на отведенном ему месте, должности, посту .

Конфуций пытался восстановить весь комплекс сложившихся веками обычаев, определявших каждый шаг китайцев «ли», пример же в их исполнении должны были показывать высшие и средние чиновники. Характерно, что он достаточно скептически относился к попыткам управления посредством создания новых жестоких законов. Таким путем можно вызвать страх, но не достигнуть нравственного обновления.

Следование ритуалу, обычаю позволяло, по его мнению, избежать насилия и острых социальных конфликтов. Конфуций также обращал внимание на важность использования принципа «исправления имен»: приведения обозначения различных статусных групп общества в соответствии с их реальностью. Многие афоризмы Конфуция широко распространены:

«Не беспокойся о том, что не занимаешь высокий пост. Беспокойся о том, хорошо ли служишь на том месте, где находишься. Не беспокойся о том, что тебя не знают. Беспокойся о том, достоин ли ты того, чтобы тебя знали». «Секрет доброго правления: правитель да будет правителем, подданный – подданным, отец – отцом, а сын – сыном». «Благородный муж берет своей основой чувство долга, претворяет его в жизнь посредством ритуала, являет миру в своей скромности, а приводит к завершению правдивостью своих слов». «Когда верхи чтят ритуал, никто из простолюдинов не посмеет быть непочтительным; когда верхи чтят долг, никто из простолюдинов не посмеет быть непокорным; когда верхи любят доверие, никто из простолюдинов не посмеет быть нечестным». «Когда богатства распределяются равномерно, то не будет бедности; когда в стране царит гармония, то народ не будет малочисленен; когда царит мир в отношениях между верхами и низами, не будет опасности свержения правителя”. “В кругу семьи почитай родителей. Вне семьи почитай старших. Будь честен и милостив с людьми, возлюби добро. Если, соблюдая эти правила, ты еще будешь иметь досуг, используй его для учения» .

Распространены также политические идеи Мо-цзы (479-400 гг. до н.э.), вышедшего из школы Конфуция, но делавшего акцент не только на строгом исполнении законов, но и наказании за их неисполнение. Сборник его изречений, названный именем самого просветителя – «Мо-цзы», составлен в VI в. до н.э.

В этом сборнике отмечается важность договорной теории создания государства (добровольного выбора первого правителя), строгой дисциплины и централизации государственной власти, идей социального равенства. Мо-цзы осуждал аристократизм и ратовал за реформы в интересах народа. Он внес в китайскую политическую мысль идею эгалитаризма, связанную с отказом от роскоши. Мо-цзы полагал, что осуществление преобразований предполагает не только использование обычаев, но и установление новых правил в форме законов, что не всегда одобрял Конфуций. Именно со времен Мо-цзы право стало ассоциироваться в Китае не только с ритуалом «ли», но и с наказанием «син» и законом «фа». Он явился предшественником легизма, важного течения китайской политической мысли, соперничавшего с конфуцианством .

Основателем легизма считается Шан Ян (390-338 гг. до н.э., правитель области Шан, работа – «Книга правителя области Шан»). Шан Ян констатирует, что народ распустился, стремится к удовольствиям, забывает свое основное занятие – земледелие, доходы казны падают. Общие призывы уже не помогают, речи в стиле Конфуция – тоже. Вот почему следует установить единообразие в мыслях и действиях: укрепить чиновничий и карательный аппарат, ввести жесткие нормы, определяющие все сферы жизни, обязательные для всех и обеспеченные наказанием «фа», а не ритуалом «ли» и навести порядок. Латинизированное название школы («фа» – порядок) – «легизм». В трудах «легистов» государство рассматривалось, как самодовлеющий институт, смысл и цель существования общества, восточная деспотия .

Одним из видных представителей школы легистов считается Хань Фэй-цзы (280-233 до н.э.). Сборник «Хань Фэй-цзы» состоит из 55 глав (разделов) об искусстве управления государством. Основные идеи: «Люди по природе эгоистичны и реагируют только на наказания или награды». «Эффективное управление требует наличия законов, авторитета власти и искусства управления». «Ясные и четко сформулированные законы правителя должны заменить расплывчатые моральные нормы в качестве стандарта поведения». «Политическая власть должна принадлежать только правителю и не может быть разделена с аристократией и министрами». «Правитель управляет при помощи сложной, но четко продуманной бюрократической системы, находящейся под его полным контролем». «Подобно тому, как природа без видимых усилий порождает тьму вещей, правитель должен управлять всем, не принимая видимого активного участия в управлении».

Если попытаться сжато сформулировать идеи Хань Фэй-цзы, то можно сказать, что он предлагал управлять при помощи законов, утверждающих абсолютную власть правителя. Он выделял главные факторы, влияющие на эффективность управления: закон «фа», власть, или сила «ши», и политическое искусство «шу». Благодаря ему, в политическую мысль и науку вошло правило (тезис) о том, что «Закон, власть и политическое искусство – три главные составляющие эффективного управления государством».

Со времен легизма, знание законов и правил политического менеджмента считается обязательным для политолога и политического деятеля.

Важным направлением ранней китайской политической мысли является также даосизм (основоположник Лао-цзы, книга «Дао-де цзин» VI-II в. до н.э.). В отличие от традиционно-теологических толкований «дао» как проявления «небесной воли» Лао-цзы характеризует «дао» как независимый от небесного владыки естественный ход вещей, естественную закономерность. «Дао» определяет законы неба, природы и общества. Оно олицетворяет высшую добродетель и естественную справедливостью. В отношении к «дао» все равны. Все недостатки современной ему культуры, социально-политическое неравенство людей, бедственное положение народа и т. д. Лао-цзы приписывает отклонению от подлинного «дао». протестуя против существующего положения дел, он вместе с тем все свои надежды возлагает на самопроизвольное действие «дао», которому приписывается способность восстанавливать справедливость.

Существенная роль в даосизме отводится принципу недеяния, воздержанию от активных действий. Недеяние выступает в этом учении, прежде всего как осуждение антинародной активности властителей и богатых, как призыв воздержаться от притеснения народа и оставить его в покое. «Если дворец роскошен, то поля покрыты сорняками и хлебохранилища совершенно пусты. Все это называется разбоем и бахвальством. Оно является нарушением «дао». Народ голодает оттого, что власти берут слишком много налогов». Все неестественное (искусственно-человеческие установления в сфере управления, законодательства и т. д.), согласно даосизму, – это отклонение от «дао» и ложный путь. В известном смысле «дао» скорее означало отказ от культуры и простое возвращение к естественности, нежели дальнейшее совершенствование общества, государства и законов .

Резкой критике Лао-цзы подвергает всякого рода насилие, войны, армию. «Где побывали войска, – замечает он, – там растут терновник и колючки. После больших войн наступают голодные годы. Победу следует отмечать похоронной процессией». Однако восхваляемое даосизмом недеяние вместе с тем означало также и проповедь пассивности, отказ от активной борьбы народных масс против своих угнетателей и притеснителей. Даосистской критике культуры и достижений цивилизации присущи консервативно-утопические черты. Лао-цзы призывает к патриархальной простоте минувших времен, к жизни в маленьких, разобщенных поселениях с малочисленным населением, к отказу от письменности, орудий труда и всего нового. Эти аспекты даосизма существенно притупляли его критицизм по отношению к реально существовавшим социально-политическим порядкам

Ярким представителем политической мысли Древнего Китая является Сюнь-цзы (313-238 гг. до н.э., автор книг «Сюнь Цзы», «Трактата о военном искусстве»), полагавшего, что между взглядами «легистов» и «конфуцианцев» особых противоречий не существует и что их можно совмещать. Он также уделял значительное внимание анализу проблем политического устройства и управления .

Особый интерес представляют рассуждения Сунь-цзы о политическом искусстве стратагем – умении облекать предварительные стратегические расчеты и планы в форму ловушек, в скрытые от противника хитроумные политические западни.

Стратагемность в какой то степени является чертой национального характера, китайской психологии. Китайцы любят «стратагемно» мыслить, широко используют стратагемные ловушки для достижения успеха. Стратагемность являет собой школу психологического и политического противоборства, которой присущи свои законы и требования.

Образцы китайских стратагем: «Объединиться с дальним врагом, чтобы побить ближнего», «На Востоке поднимать шум, на Западе нападать», «В покое ждать утомленного врага», «Чтобы обезвредить разбойничью шайку, надо сначала поймать главаря», «Тайно подкладывать хворост в котел другого», «Заманить на крышу и убрать лестницу», «Украсть балки и заменить их гнилыми подпорками» .

После II в. до н.э. официальная идеология Китая стала совмещать в себе, как принципы легизма, так и конфуцианства. Особенность древних китайских политологических текстов состоит в том, что в этих источниках собственно политические, государственно-правовые элементы знания не всегда четко выделены.

Древний Китай – крупнейший очаг цивилизации и культуры мирового значения – в течение веков сохранял относительную замкнутость, нерасчлененность своих социально-экономических структур, политических институтов, а также патриархальный характер общественных отношений, семьи и быта, особый менталитет.

Все это нашло отражение в текстах, поражающих нас своей самобытностью, глубиной содержания, образностью, метафоричностью. Древнекитайские документы имеют системное, мировоззренческое значение.

Итак, формирование политических идей и учений на Востоке – колыбели древнейших цивилизаций, религий, государств, политических и правовых документов, не могло не оказать воздействие на близлежащие регионы. Последовавший уже с VI в. до н.э. взлет древнегреческой политической мысли был связан и с возможностью творческого использования древнегреческими мыслителями потенциала восточного политического опыта и идей, поскольку в эти времена культуры и народы древности имели возможность соприкасаться и взаимообогащаться.

Выдающийся мыслитель К. Ясперс отмечал, что с VIII вв. до н.э. по II в. до н.э. «сформировался человек такого типа, какой сохранился и по сей день, когда возникли и взаимодействовали великие культуры: индийская – веды, буддизм; китайская – конфуцианство, даосизм, иранская – зороастризм; палестинская – время пророков Илия, Исайя; греческая – время Гомера, Гераклита, Платона. Именно в эту эпоху, в осевое время были разработаны основные категории, которыми мы мыслим по сей день, заложены основы мировых религий» .


ЛИТЕРАТУРА

1. Антология мировой политической мысли /в 5-ти т. - М.: Юридическая литература, 1997. - Т.1. - 601 с.

2. Антология мировой правовой мысли /в 5-ти т. - М.: Юридическая литература, 1999. - Т.1. - 571 с.

3. Артхашастра или Наука о политике. - М.: Юридическая литература, 1993. - 341 с.

4. Вивекананда Свами. Практическая веданта. Избранные работы. - М.: Мысль, 1993. - 756 с.

5. Древнекитайская философия. - М.: Наука, 1962. - Т.1.

6. Зенгер Х. Стратагемы. О китайском искусстве жить и выживать. Знаменитые 36 стратагем за три тысячелетия. - М.: Наука, 1995. - 401 с.

7. История политических и правовых учений. - М.: БЕК, 1997. - 358 с.

8. Памятники письменности Востока. - М., 1968. - 468 с.

9. Ригведа. - М.: Наука, 1989. - 241 с.

10. Хрестоматия по всеобщей истории государства и права. - М.: Юридическая литература, 1996. - 775 с.

11. Ясперс К. Смысл и назначение истории. - М., 1994.


Хрестоматия по всеобщей истории государства и права. - М.: Юридическая литература, 1996. - С.10.

Ригведа. - М.: Наука, 1989. - С.14-17.

Вивекананда Свами. Практическая веданта. Избранные работы. - М.: Мысль, 1993. - С.348-356.

Артхашастра или Наука о политике. - М.: Юридическая литература, 1993.

Древнекитайская философия. - М., 1962. - Т.1. - С.231-239.

История политических и правовых учений. - М.: БЕК, 1997. - С. 84.

Антология мировой правовой мысли / в 5-ти т. - М.: Юридическая литература, 1999. - Т.1. - С.28-31.

Памятники письменности Востока. - М., 1968. - С.141-173.

Антология мировой правовой мысли /В 5-ти т. - М.: Юридическая литература, 1999. - Т.1. - С.494-496.

Антология мировой политической мысли /в 5-ти т. - М.: Юридическая литература, 1997. - Т.1. - 140 с.

Зенгер Х. Стратагемы. О китайском искусстве жить и выживать. Знаменитые 36 стратагем за три тысячелетия. - М.: Наука, 1995. - С.348.

Ясперс К. Смысл и назначение истории. - М., 1994. - С. 32-33.